В 2014 году рынок автомобилей сократился вдвое. По мнению экспертов Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), причин такой автомобильной "депрессии" много – это и падение экономики, и кризис на востоке, и девальвация гривны. Но особое место здесь занимает уход от налогов при импорте б/у авто, который, по сути, превратился в схему системной контрабанды автомобилей.
Дело в том, что весной был отменен акциз на переоборудование б/у автомобилей из грузовых в пассажирские, то есть в легковые. Как известно, импорт и производство пассажирских (легковых) автомобилей облагается в Украине акцизным сбором. Но такое псевдопереоборудование из грузовых в пассажирские автомобили позволило создать канал контрабанды автомобилей, который убивает рынок новых автомобилей.
- Схема контрабанды достаточно проста, - поясняют в ВААИД. - В Украину пригоняется обычный пассажирский автомобиль со снятыми сидениями по существенно заниженной таможенной стоимости. По таможенным документам он проходит с кодом ТНВЭД 8704 как грузовой автомобиль, соответственно на него не уплачивается акциз. Контролирующие чиновники, закрывают глаза, что автомобиль со снятыми задними сидениями не является действительно грузовым. Далее на автомобиль обратно устанавливаются сидения, готовятся документы о переоборудовании, автомобиль проходит перерегистрацию в ГАИ уже как пассажирский, с кодом ТНВЭД 8703.
Наиболее часто по такой схеме импортируются Renault Kangoo, VW Transpoter, VW Caddy, Renault Trafic, Fiat Doblo, Citroen Berlingo и др.
По мнению экспертов, итоги данного явления печальны::
Но с 1 января 2015 года, согласно принятым Верховной Радой изменениям в Налоговый кодекс, акцизный сбор на переоборудование автомобилей из грузовых в пассажирские был опять введен.