5 ноября
Загрузить еще

Есть только крик между боссом и служащим

Есть только крик между боссом и служащим
Фото: Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Бытует мнение: кричать на подчиненных можно и даже нужно, если подобный стиль руководства приносит плоды. Некоторые вообще считают: если начальник часто повышает голос, то это признак того, что ему небезразлично порученное дело.

Тише и добрее

Но, как выяснилось в результате недавнего исследования американских ученых из школы бизнеса при Мичиганском университете, орущие начальники, то есть те, кто использует различные виды вербального насилия, крайне вредны. Такие руководители, даже если они кричат на какого-нибудь одного сотрудника, плохо влияют на весь коллектив. Продуктивность работы падает.

Ученые под руководством профессора Кристал Фах обследовали 51 трудовой коллектив в 10 крупных компаниях. И никаких выгод от начальственного ора не обнаружили. Наоборот, в ответ на него подчиненные начинали вести себя с коллегами столь же хамски. А к работе относились спустя рукава. Те же, на кого накричали, чувствовали себя униженными и не могли работать эффективно.

Главный вывод: вербальное насилие распространяется в коллективе словно вирус, ослабляя весь "организм". От него страдают все подчиненные, а не только непосредственные жертвы крика.

Громче и злее

У исследователей из университетского медицинского центра Женевы иное мнение. Эксперименты, проведенные под руководством Томаса Этофера, показали: крики на подчиненных все-таки дают некий положительный эффект. 

Швейцарцы решили выяснить, как реагирует мозг на эмоциональную речь. Исследователи набрали актеров и добровольцев. Первые произносили абсолютно бессмысленные фразы. Ну вроде "киргуду барбамбия". Но окрашивали их эмоционально - то гневом, то грустью, то весельем, то безразличием, то облегчением. Вторые слушали. А томограф в это время сканировал им мозг. Анализ показал: каждая эмоция оставляет свой след, по-своему активизируя извилины. И чем сильнее эмоция, тем след глубже.

Наиболее яркую реакцию экспериментаторы наблюдали в ответ на громкие гневные обращения. А самую слабую - на безразличные.

Исследователи пришли к выводу: эмоциональная речь, особенно грубая, понятнее. И доходчивее.

Выходит, что все-таки есть основания у некоторых начальников утверждать: пока не гаркнешь - ничего в конторе не делается... 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Супруги похлеще шефов

Где успокоить расшатанные нервы? Конечно же, дома. В кругу семьи. Мало кому придет в голову с этим спорить. А вот британским ученым пришло. И они под руководством профессора психологии Кэри Купера из Университета Ланкастера провели исследование, опросив более 3000 работающих мужчин и женщин, состоящих в браке. Выясняли  источники их стрессов и раздражения.

Примерно 43 процента опрошенных, конечно, указали на своих непосредственных начальников как на главных злодеев. Но остальные обвинили жен и мужей. При этом среди тех, кто выражал недовольство своими половинками, женщин было на 6 процентов больше, чем мужчин.

Возможно, нервировать близкого - у кого-то хобби. Они так снимают свой стресс. Или просто не умеют оставлять проблемы за порогом. В таком случае пострадавшей стороне лучше успокаивать нервы в офисе. Самое страшное, конечно, когда вообще податься некуда: и начальник изверг, и жена мегера. В такой жуткой ситуации находятся примерно 5 процентов опрошенных. Но выход тут один - кого-то менять. 

Новости по теме: Работа стрессы рынок труда