Наше агентство состоит из двух светлых комнат, трех столов, шести стульев, хозяйки и двух менеджеров. Все трое без обеда принимают клиентов - с десяти утра до семи вечера. На полках, словно мраморные плиты, лежат мощные пестрые книги про Таиланд, Египет, Грецию, обещая такой же обильный и красочный отдых. Подле них, будто надзиратель, примостилась тощая "Книга жалоб и предложений". Она пуста. Какие тут жалобы, когда горящая поездка в Турцию на неделю 300 - 400 долларов?
К бесплатному полету - самый дешевый отель
Но что такое горящая путевка?
Горит путевка ярко, но быстро. Когда туроператор понимает, что до вылета два-три дня, а путевку так и не купили, он скидывает цену на
авиабилет - до 100% (чтобы заработать хотя бы 2 - 3% на отеле). И получается, что турист платит только за проживание, медстраховку и визу. Иногда - за день до вылета - могут снизить цену и на гостиницу.
Для бизнеса это нехорошо. Но, как правило, потери погорельцам возвращает высокий сезон, когда едут все.
- Турфирмы банкротятся оттого, что нахапали перево-зок (билеты на самолет фирмы закупают у авиакомпаний оптом. - Авт.), а в сезон не было потока, - объясняет мне хозяйка фирмы Наталья.
Если путевка горит, отель там будет неважный. Допустим, если ваша горящая поездка в Таиланд стоит 900 долларов (при стоимости авиабилета 1300), на "объект размещения" лучше не смотреть. К бесплатным авиабилетам в пакет прицепляют самые недорогие отели, чтобы путевка выглядела пособлазнительнее для туристов экономкласса, основных покупателей горящих предложений. Впрочем, честный турагент об этом всегда предупредит. Азиатские отели со звездностью ниже трех - это всегда опасность нарваться на грязь и тараканов.
В отличие от Азии в "горящую" Европу (например, Грецию) можно ехать без страха. В Европе "две звезды" вполне приличные.
"Ультра" - наше все
Первые "горящие" гости - приятная пара. Муж в сандалиях и белых носках. Его богатырскую шею украшает серебряная цепь, плечо - татуировка с портретом Чужого. Поклонник инопланетного чудища обнаруживает себя еще и поклонником творчества поэта Михалкова:
- Нам бы семь шапок из одной овцы. Дешево, и на неделю, и куда-нибудь в Азию.
- Паттайю, - парирует менеджер, - не советую. Трансфер идет через Бангкок. Военное положение объявили, комендантский час. Лучше Турция, Египет.
В Египет все рейсы неудобные: дневные. А туристу, конечно, неохота день в самолете терять. Но такова специфика горящих туров: они часто неудобные (потому и не раскупили).
Наши клиенты решили вылетать вечером. После некоторых колебаний сошлись на путевке в поселок Фетхие (Турция). Тут и зелень, и пляж, и все такое историческое: древние дома, выдолбленные в горе, по морю можно доплыть до долины реки Дальян, края термальных источников и черепах. Все вместе за 700 долларов на двоих. Хотели выбрать Мармарис (который всего в 18 километрах по морю от великого греческого Родоса), но тот был на 150 дороже. Клиенты уходят счастливые: "Блин, это ж собираться надо!"
Потом пошло-поехало. Элегантную даму в расцвете сил отправили на Тенерифе. Потом - молодую пару в свадебное путешествие - к туркам. Потом - пожилую пару в Питер. Турист нынче дотошный. Вопросы задает, волнуется. Есть ли на Кипре зоопарк ("Без зоопарка не поеду!"), а в Таиланде - планетарий, может ли турфирма гарантировать, что в Афинах не будет дождя.
…Приходил и худой человек: он выведал все про Грузию и откланялся, так и не выбрав путевку. "Разведчик", - проводили его мои коллеги. Мол, есть такие посетители - любители бесплатных консультаций. Все разузнает, а потом сам едет дикарем: менеджер-то уже все ему рассказал.
Менеджеру надо быть психологом: не всякий клиент знает, что ему нужно. Скажем, глава семьи ностальгирует по отелю, где он гужевался в холостые годы. Пил коктейли, с барышнями шалил. Сегодня он хочет в тот же отель с супругой и младенцем трех лет. Приходится объяснять, что отель с шалыми барышнями ему теперь не годится - жена разволнуется, дитя заскучает.
"Хорошая еда" - еще один тонкий нюанс. Один клиент веган, другой свинины не ест, третий морепродуктов. Обо всем этом нужно говорить менеджеру, чтобы потом не было мучительно голодно.
Кстати, с тех пор как в Турции народ отравился виски, у туристов вошло в обиход словечко "ультра". "Ультра" значит, что в странах арабского мира ваш рацион all inclusive (все включено) будет содержать не местное - сомнительное - спиртное, а импортное. Как правило, 4 вида: водка, бейлис, виски и вермут. Правда, этот вариант обойдется на несколько тысяч дороже, чем простой "олинклюзив".
Кому - Париж, кому - пампасы
Тур подешевле можно искать в турагентстве, но удобнее обратиться к тем из них, что специализируются на горящих путевках. Там поездку подберут быстрее и точнее, а путевку вы купите за те же деньги, что и в турагентстве: "горячим магазинам" плату (8 - 15%) за труды отстегивают туроператоры, на клиентах они не наваривают. Так что если точно не надумали, куда вам охота - то ли в глушь, в пампасы, то ли до городу Парижу, - тогда обратитесь к специалистам. И знайте: массовые маршруты выгоднее выбирать в агентстве, потому что бывает много горящих туров, а операторы получают скидки на авиабилеты и размещение. А вот если хочется отдохнуть там, где нашего человека днем с огнем не сыскать, дешевле самому копаться в предложениях и бронировать все самолично. Знайте - на элитные направления в высокий сезон скидок ждать не приходится. Лазурный Берег Франции в августе за три копейки не продают!
КСТАТИ
Почему так отличаются цены на авиабилеты?
Популярный вопрос: почему на одних сайтах авиабилеты дороже, а на других дешевле? Дело в том, что все подобные сайты имеют свою комиссию по договору с авиакомпаниями. И скидки со своей комиссии для пассажиров делают разные. Причем некоторые сайты-брокеры делают такие скидки, что получается даже дешевле, чем на сайтах самих авиакомпаний.