- Для того чтобы получать через Словакию до 10 миллиардов кубометров газа в год, нужно реализовать комплекс технических мероприятий на существующей трубопроводной инфраструктуре между Велыкыми Капушанами и Ужгородом, - продолжает Дмитрий Марунич. - Это самый мощный участок, через который осуществляется до 80 процентов транзита газа из России через Украину.
Необходимые работы словацкая сторона готова проводить за свои деньги, при возможной поддержке Еврокомиссии. Однако до последнего момента Украине ставили условия, чтобы мы покупали не менее 10 миллиардов кубометров голубого топлива по этому маршруту. То есть они хотят окупить свои инвестиции в новую "трубу". При этом цены на газ на европейском рынке серьезно меняются в зависимости от сезона. Поэтому неизвестно, смогут ли украинские потребители гарантировать закупку газа в необходимых объемах.
А ЕСЛИ "ГАЗПРОМ" БУДЕТ ПРОТИВ?
Не стоит сбрасывать со счетов и "Газпром", который будет против того, чтобы Украина покупала российский газ в Европе. Москва может начать вставлять нашей стране палки в колеса.
- Словакия для Украины может быть выгодным партнером с учетом того, что, по крайней мере, часть российского газа продается европейским контрагентам именно в Велыкых Капушанах, - продолжает эксперт. - В частности, немецкая RWE, с которой у "Нафтогаза" подписаны соглашения, при согласовании цены на топливо может начать его поставки в Украину с территории Словакии.
Конечно, "Газпром" будет против этого, ведь Украина не выполняет контракт с РФ, не выкупая весь объем, который предусмотрен договором от 2009 года. Что может сделать Москва? Например, потребовать переноса точки сдачи российского газа на Центрально-Европейский газовый хаб, который находится в австрийском Баумгартене. В этом случае к цене этого газа будут добавлены как минимум затраты на транзит из Баумгартена в размере около 30 долларов за тысячу кубометров. Однако если Украина сможет нарастить реверс до 10 миллиардов кубометров, то зависимость от российского топлива сократится минимум на треть.