Загрузить еще

Сбор есть, а утилизации нет!

Сбор есть, а утилизации нет!
Фото: Эксперты говорят, что почти миллиард гривен, выделенных государством, попросту разворовали. Фото: Олег РУКАВИЦЫН.

Отменить нельзя оставить

Новая власть нанесла автомобильным импортерам сокрушительный удар. Они-то надеялись на отмену утилизационного сбора, а им собрались его увеличить на 8,7%. Правда, потом ситуацию отмотали назад и пообещали сбор не трогать. Но, во-первых, осадочек, как говорится, остался. Во-вторых, импортеры вовсе не забыли о том, что сбор они хотели не "не трогать", а отменить!

- Ответ на вопрос, почему не отменяют утилизационный сбор, для меня вполне очевиден, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. - Дело в том, что в бюджете Азарова предусмотрено 960 млн грн. на якобы "компенсацию затрат пунктов по приему авто на утилизацию". При этом граждане Украины  за 8 месяцев существования сбора не сдали на утилизацию ни одного авто! Пункты приема созданы только на бумаге, то есть бюджетные 960 млн грн. попросту разворовываются.

ВААИД призывает правительство и Верховную Раду отменить  незаконный утилизационный сбор на авто и напоминает, что еще в июле 2013-го, на следующий день после голосования за принятие утилизационного сбора, все три оппозиционные фракции ("Батькивщина", "Свобода", УДАР) заявили о незаконности голосования и нарушении регламента ВР тогдашним спикером Рыбаком.

В том, что утилизационный сбор нужно отменить, уверена и народный депутат Оксана Продан.

- Мы подготовили соответствующий законопроект, - говорит депутат. - Он готов к рассмотрению и профильным комитетом, и парламентом. Если нормы требуют доработки, нужно это делать между первым и вторым чтением. Но утилизационный сбор, который сделал автомобили дороже и при этом никак не защитил экологию, должен быть отменен.

Почему утилизационный сбор идет не в "закрома родины", а в отдельные карманы, непонятно и простым украинцам. Напомним, что протестующие против акцизного сбора во вторник заблокировали таможни в Ивано-Франковске, Черновцах, Тернополе, Коломые, Львове, Житомире, Бердичеве и других городах.

Спецпошлины тоже платят "иностранцы"

Надо сказать, что всевозможными сборами и пошлинами автоимпортеров обложили со всех сторон. Это, видимо, понимают и наверху. Заместитель министра доходов и сборов Виталий Науменко уже заявил, что размеры специальной пошлины на легковые автомобили с бензиновыми двигателями от 1 до 2,2 л уже с середины апреля снизятся вдвое.

Эксперты поясняют, что ставки спецпошлин, с учетом законодательных требований по либерализации специальных мер, действие которых превышает один год, действительно должны снижаться. А введены они были на три года 14 апреля 2013-го.

Напомним, что сегодня на импорт новых легковых автомобилей с объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см размер спецпошлины составляет 6,46%, для 1500-2200 куб. см - 12,95%.

При этом, по оценке специалистов, введение спецпошлин не помогло развитию украинской автопромышленности: темпы сокращения автопроизводства остались высокими.

Акциз для своего и импортного: большая разница

Велика вероятность, что автомобильных импортеров ждет еще один неприятный сюрприз: увеличение вдвое акциза на импортные авто, притом что акциз для отечественных автосборщиков увеличивать не планируют.

- На сегодня Украина - единственное государство в Европе, в котором автомобили являются подакцизным товаром, - говорит Назаренко. - И, следуя курсу нашей страны на евроинтеграцию, мы должны были бы вообще отменить акциз на автомобили, а не увеличивать и без того высокие ставки.

Эксперт приводит примеры: для импортного авто с объемом двигателя от 2,2 л ставки акциза увеличатся с 1430 до 2860 евро, а для автомобилей от 3 л - с 3270 до 6540 евро.

При этом оправдания, что таким образом поддерживается отечественный автосборщик и наполняется бюджет, эксперт отвергает.

- Это откровенно лоббистские проекты, которые не имеют ничего общего с поддержкой национального производителя, - говорит Назаренко. - Мы с пониманием относимся к необходимости наполнения бюджета, но не понимаем позицию Минфина: сохранить утилизационный сбор и при этом оставить льготы по его уплате для предприятий-автосборщиков, которые принадлежат некоторым народным депутатам.

ВААИД настаивает: утилизационный и акцизный сборы следует отменить. А если бюджету необходимо пополнение, то налоги должны платить все - и автоимпортеры, и автосборщики. Это даст возможность каждому украинцу свободно выбрать себе автомобиль по своему достатку. 

 

* По данным Госкомстата.