Загрузить еще

Общественный транспорт в европейских столицах: дорого, очень дорого и баснословно дорого

Общественный транспорт в европейских столицах: дорого, очень дорого и баснословно дорого
Фото: Фото: riverride.eu
Хотя о том, что киевляне и гости города будут ездить в метро и трамваях по 3 грн., нам говорили неоднократно. Маршрутные такси также обещали не отставать и поднять стоимость проезда до 4-5 грн. вместо нынешних 2,5-3 грн. Периодически нас успокаивают тем, что в европейских столицах проезд еще дороже, и ныне существующие цены - просто смешные. "Комсомолка" проверила и убедилась: да, дороже! Но ведь и качество перевозок совершенно другое. 
 
Лондон: "Золотой" транспорт для приезжих
 
Для оплаты проезда в лондонском общественном транспорте лучше всего использовать смарт-карту Oyster - так поездки будут не только удобнее, но и дешевле. Так, например, если покупать билет на автобус за наличные, то это обойдется в 2,30 фунта (30 грн.), а по карте Oyster выйдет 1,35 фунта (18 грн.), что по украинским меркам тоже, конечно, немало. Кроме того, если за день вы совершаете несколько поездок, то максимальный расход на эти поездки при расчете картой составит 4,20 фунта (55 грн.). Основное неудобство для туристов заключается в том, что перед отъездом карту необходимо сдать, дабы вернуть находящиеся на ней наличные и залог в 3 фунта. 
 
Большинство лондонских автобусов до сих пор красные. Они курсируют с интервалом в 5 минут, а останавливаются на обязательных автобусных остановках (если есть свободные места) и на остановках по требованию (если пассажир "проголосовал").
 
У ночных автобусов, которые работают с 23:00 до 5:00, все остановки считаются остановками "по требованию". Поэтому, чтобы сесть в автобус, нужно "проголосовать", а чтобы выйти из него - нажать кнопку над дверью.
 
Старейшее в мире лондонское метро не слишком уютное, но зато очень дорогое. Одна поездка здесь обойдется от 1,5 до 7,5 фунтов (20-100 грн.) в зависимости от охватываемых зон и способа оплаты. 
 
Будапешт: единые билеты и первый в Европе автобус-амфибия
 
Автобусы, трамваи и троллейбусы в венгерской столице обычно ходят с 4:30 до 23:00. Расписание движения общественного транспорта, который, кстати, в Будапеште весьма пунктуален, есть на каждой остановке. 
 
Разновидностей билетов (большинство из которых единые, включая метро) - множество: разовые без права и с правом пересадки, проездные на определенное количество дней или на определенное количество поездок, групповые проездные. Стоимость поездки в среднем варьируется в пределах 300-500 форинтов (10-18 грн.), но зато на одном билете можно ездить до полутора часов после компостирования.
 
Кроме общественного наземного транспорта и метро, в Будапеште есть фуникулер и водный транспорт. Поскольку дворцы, церкви, интересные здания и парки Будапешта обращены парадными фасадами к Дунаю, водная прогулка по реке становится практически обязательным пунктом в экскурсионной программе гостей города.
 
А в 2009-м здесь появился экскурсионный автобус-амфибия. Это сейчас подобные маршруты можно встретить в Лондоне и Амстердаме, а пять лет назад такой способ передвижения был в диковинку. Отправляется это чудо техники с площади Рузвельта, час ездит по земле, а потом "сходит с трассы" и оказывается в Дунае. На тех, кто видит такое впервые, автобус производит неизгладимое впечатление. Впрочем, и стоимость поездки впечатляет не меньше - около 30 евро (330 грн.). 
 
Тбилиси: на остановке можно узнать, когда придет автобус, а в маршрутке - расплатиться карточкой 
 
В грузинской столице полностью отказались от трамваев и троллейбусов, и местные жители не очень этим довольны, справедливо полагая, что им оставили самый вредный наземный транспорт - автобусы и маршрутки. Еще есть метро и фуникулер.
 
Все виды транспорта стоят 50 тетри (около 2,50 грн.), маршрутные такси - 50-80 тетри (2,5-4 грн.). И за весь общественный транспорт, включая маршрутки, можно расплачиваться карточкой. Причем в метро это является обязательным условием - жетонов в тбилисской подземке просто нет.
 
Автобусные остановки в грузинской столице оборудованы специальными электронными табло, а сами автобусы - GPS-навигацией. Благодаря этому любой пассажир на остановке может узнать, через сколько минут придет его автобус, что, безусловно, очень удобно. 
 
Москва: 12 линий метро и монорельс 
 
Безусловно, самый популярный вид транспорта в Москве - это метро, которое связывает центр столицы с промышленными районами и жилмассивами. Жетонов в московском метро нет. Стоимость проезда зависит не от длины маршрута и количества сделанных пересадок, а от числа поездок на карте. Так, при покупке 1-2 поездок стоимость составит 28 руб. (6,5 грн.), а при покупке, например, 60 поездок - 21 руб. (4,8 грн.).
 
Аналогичная ситуация и в наземном общественном транспорте, где стоимость одной поездки может составлять от 15 до 40 руб. Естественно, оптом - дешевле.
 
В 2008-м в Северо-Восточном административном округе Москвы была открыта монорельсовая дорога, соединившая станцию метро "Тимирязевская" и улицу Сергея Эйзенштейна (стоимость одной поездки - 28 руб.). Перспективы у московского монорельса спорные: по одной информации монорельсовая сеть будет расширена, а по другой - не только ничего расширять не будут, но и демонтируют то, что есть. 
 
Прага: паромы и "канатка" - это тоже общественный транспорт 
 
В чешской столице нет троллейбусов, зато есть автобусы, трамваи, метро, фуникулер, канатная дорога и паромные переправы через Влтаву.   Наземный общественный транспорт работает с 4:30 до 24:00, метро - с 5:00 до 24:00. При этом и у трамваев, и у автобусов есть специальные ночные маршруты, которые курсируют каждые 30 минут.
 
Билет для проезда в городском транспорте стоит 32 кроны (13 грн.) для взрослых и 16 крон (6,5 грн.) для детей. Этот талон действителен 90 минут после компостирования, но если поездка займет не больше получаса, лучше купить билетик за 24 кроны (9,6 грн.), а для детей и пенсионеров - за 12 крон (4,8 грн.). И, конечно, можно приобрести всевозможные проездные - взрослые, детские, пенсионные, на определенное количество дней, для взрослого с ребенком 6-15 лет и т.д.
 
Багаж в пражском общественном транспорте оплачивается дополнительно. При этом если за пустую детскую коляску придется заплатить как за большой чемодан (24 кроны), то за коляску с ребенком ничего платить не надо. А вот провоз собаки (естественно, на поводке и в наморднике) будет стоить "взрослые" 32 кроны.
 
Очень удобно, что обычным билетом городского общественного транспорта за все те же 32 кроны можно оплатить и поездку на пароме, и проезд по канатной дороге. 
 
Стоимость проезда в наземном транспорте в некоторых украинских городах*
 
 
*По данным региональных редакций. 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Наша система - это прошлый век
 
- Существующая в Украине система оплаты общественного транспорта - это нонсенс и прошлый век, - считает эксперт по транспортным вопросам Александр Кава. - В Европе уже давно перешли на электронную систему оплаты и учета пассажиров. Другое существенное отличие заключается в том, что доходы европейских перевозчиков не зависит от количества пассажиров, поэтому общественный транспорт там ходит четко по расписанию, даже если в автобусе всего один пассажир. 
 
Стоимость одной поездки в некоторых столицах, в пересчете на гривны*
 
*Согласно данным из открытых источников.