Загрузить еще

Молочные реки, яичные берега: что мешает признанию украинских продуктов в Европе

Молочные реки, яичные берега: что мешает признанию украинских продуктов в Европе
Фото: Наши коровы хоть и симпатичные, но до европейских стандартов пока не дотягивают. Фото: архив «КП».
Один из важнейших для нас моментов - кроме виз, ясное дело! - это доступ украинских товаров в страны Евросоюза. Казалось бы, впору потирать руки и готовить кошельки для свеженьких евро. Кто же откажется от вкусных сыров, свежих яиц и бесподобной украинской горилки с фирменным салом?! 
 
Ан нет. Чтобы то, что мы можем подать от широкой украинской души к европейскому столу, туда попало, нужно подогнать наши техрегламенты под стандарты Евросоюза. А для этого понадобится 10 лет и 165 млрд евро. 
 
"Комсомолка" выяснила, зачем нам это нужно, и какие товары первыми распробуют европейцы, а какие - будем есть и пить сами. 
 
Птица и яйца к покорению европейцев готовы 
 
Хорошая новость: украинские стандарты по мясу птицы и яйцам практически полностью гармонизированы с европейскими. 
 
- Продукция для внутреннего потребления в основном не отличается от той, что отправится на экспорт в Европу, - уверяет председатель совета директоров ассоциации "Союз птицеводов Украины" Александр Бакуменко. - Единственное отличие - по влажности: в ЕС этот норматив зависит от способа охлаждения и составляет 1,5-5,1%. У нас был введен единый норматив - 4%. Но этот вопрос решаем.
 
По словам эксперта, уже сегодня наши птичники поставляют яйца в 48 стран мира, мясо птицы - в 28 стран. А в ноябре начнутся поставки птицы в Европу - процедуры согласования уже полностью завершены. Таким образом, отечественные производители впервые получили возможность поставлять европейским потребителям не только сырье, но и готовые пищевые продукты. 
 
Алкоголь: мы пока не настолько богаты, чтобы завоевывать рынки 
 
Статистика свидетельствует, что алкогольную продукцию мы продаем в Европу и сегодня. Например, только в январе - июле 2013-го в европейские страны было продано водки на 5,8 млн долларов. Эксперты поясняют, что это отдельные договоренности, и конкретная продукция прошла все стадии проверок и согласования. Но это совершенно не означает, что после подписания Соглашения об ассоциации перед нами будут открыты все дороги.
 
- Производство продукции должно регулироваться техническим регламентом, а у нас на сегодня на алкоголь в основном действуют украинизированные советские стандарты, - разъяснил "КП" президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Владимир Демчак. 
 
По словам эксперта, именно в этом (а никак не в качестве!) кроются основные проблемы: требования к продукции, предъявляемые европейскими техрегламентами и нашими стандартами, не совпадают.  Вопрос принятия технических регламентов должен быть решен на законодательном уровне, но для начала их нужно наработать. Практика показывает, что при наличии бюджетного финансирования на разработку документов уходит минимум год-полтора.
 
Но если вопрос не в качестве, зачем нужна вся эта бумажная волокита с адаптацией техрегламентов? Без этого не обойтись, поясняет эксперт. На уровне государства вопрос решается так: у вас есть документ с требованиями, у нас есть документ с требованиями, и эти требования должны совпадать. Если они не совпадают, возникает необходимость в  проведении дополнительных проверок, что, конечно, сильно усложняет работу.
 
Впрочем, даже успешное приведение украинских норм в полное соответствие с европейскими вовсе не гарантирует успешное продвижение украинских товаров в европейских магазинах. 
 
- Попробуйте продать водку на стабильном консервативном рынке, где потребитель годами покупает одну и ту же продукцию! - продолжает Демчак. - Вы сможете поставить ее на полки, но она попросту не продастся - так и будет стоять, как в музее. Для продвижения продукции требуются огромные деньги. Могу привести такие цифры: чтобы продвинуть новый продукт на американский рынок, нужно вкладывать ежегодно $10-20 млн долларов на протяжении 10 лет - построить завод обойдется дешевле!
 
Словом, завоевание нового рынка - это очень затратное удовольствие, доступное далеко не каждому. Неудивительно, что украинские производители особенно в Европу и не рвутся, предпочитая рынки полегче - постсоветское пространство и страны Юго-Восточной Азии. 
 
Молочников там пока не ждут 
 
В отличие от мяса птицы, поставлять украинскую молочную продукцию в Европу пока нереально, говорят эксперты. И главный наш прокол - в сырье. 
 
- 80% молока сегодня у нас поступает от населения, и у этого молока, как вы понимаете, совсем другая микробиология, - пояснила "КП" президент Союза молочных предприятий Украины Лидия Карпенко. - При этом высокая цена совершенно не отвечает качеству. 
 
Эксперты говорят, что главное для нас - это достичь европейских показателей безопасности по сырью, но сделать это довольно сложно. Например, в Европе вообще не понимают, что такое молоко от 2-3 коров, ведь даже в небольших европейских фермерских хозяйствах по 50-100 коров. 
 
Но соблюдение требований по сырью - это еще не все, ведь есть требования по помещениям, по технологическому процессу. Все предприятия должны работать по системе ХАССП (см. Справка "КП"), а для заводов, которым по 50 лет и которые технически не переоснащались, это невозможно. 
 
Европейское производство практически полностью автоматизировано и роботизировано: там огромный цех обслуживают 2-3 человека, ручной труд полностью исключен. Говоря простым языком, в трубу вливается молоко, а выходит из нее готовый продукт. Среди украинских предприятий такие возможности имеют единицы.
 
Молочники признаются, что даже если будут выделены деньги на реконструкцию, то на переходный период уйдут годы, так что продажа украинской "молочки" в Европу - вопрос очень далекой перспективы. При этом на пути к заветной цели будет еще одна проблема - ассортимент. Нужны ли европейцам наши "Российский" или, скажем, "Пошехонский" сыры - это большой вопрос. 
 
СПРАВКА "КП"
 
ХАССП (англ. HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points, анализ рисков и критические точки контроля) - это система управления безопасностью пищевых продуктов, которая обеспечивает контроль на абсолютно всех этапах пищевой цепочки, в любой точке производственного процесса, а также на этапах хранения и реализации продукции, где существует вероятность возникновения опасной ситуации. 
 
МНЕНИЕ 
 
"Соглашение - это огромный шанс для всех"
 
- Если говорить о рознице, то действительно никто нигде никого не ждет. Но если продолжать сидеть сложа руки, то никто и не будет ждать! - отметила "Комсомолке" начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. - Готовые продукты - это не зерно, с экспортом которого у Украины нет никаких проблем. На рынке, ориентированном на конечного потребителя, идет жесточайшая конкуренция, и придется сильно потрудиться, чтобы на нем обосноваться. Однако глядя на некоторых наших производителей, не желающих ударить пальцем о палец, складывается впечатление, что они и без новых рынков всем довольны. Достаточно вспомнить отказ россиян от украинских сыров. Тогда компании не сделали ничего, чтобы хоть немного отойти от рискованного российского рынка и поискать новых покупателей. А вот кондитеры оказались более мобильными, поэтому, думаю, у кондитерских компаний-гигантов сегодня есть все шансы завоевать европейский рынок. Полностью готовы к покорению Европы и отечественные птичники. 
 
А вообще Соглашение об ассоциации с ЕС - это огромный шанс для всех. И воспользуемся мы им или нет - будет зависеть от конкретного производителя.