Загрузить еще

Супермаркеты оштрафуют на 20 миллиардов гривен за высокие цены

Супермаркеты оштрафуют на 20 миллиардов гривен за высокие цены
Фото: Фото: архив «КП».

Антимонопольный комитет Украины предъявил официальное обвинение большинству крупнейших торговых сетей страны - якобы те завышают цены на продукты, берут необоснованные комиссии за размещение товаров на полках и требуют отсрочку платежа на срок до 120 дней. Все эти действия, по мнению чиновников, привели к тому, что цены на продукты питания в столице за 2010 - 2011 годы выросли на 22 - 38%, а на некоторые продукты и вовсе - на 50 - 70%, тогда как официальная инфляция составила 13,5%. За эти нарушения двум десяткам сетей супермаркетов грозит штраф 10% от оборота на общую сумму 20 миллиардов гривен.

"КП" расспросила экспертов, помогут ли такие драконовские методы снизить цены на продукты.
 
Диктует рынок
 
Итак, самое главное обвинение антимонопольщиков заключается в том, что сети синхронно меняют цены. Независимые эксперты рынка не видят в этом никакой теории заговора и объясняют сезонными колебаниями.
 
- Мне очень трудно себе представить, что владельцы торговых сетей собираются вместе за чашкой чая, чтобы обсудить цены на помидоры или яйца - это просто смешно! - отметила "Комсомолке" начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. - Я уже не говорю о том, что у обвиняющей стороны должны быть доказательства. Причина почти одновременного повышения или понижения цен в торговых сетях общеизвестна - рынок. Стоимость товара зависит от цены поставщика, сезонности, спроса и ряда других факторов, но никак не от того, что супермаркеты сговариваются между собой.
 
Кстати, даже согласно нашим данным, колебания цен в столичных супермаркетах, были не такими серьезными, как это описывают чиновники (см. ТОЛЬКО ЦИФРЫ).
Покупатели даже не представляют, какие поборы заложены в каждый куриный окорочок. Фото: архив "КП".
 
Плата за полку
 
Большинство опрошенных нами специалистов крупных компаний производителей продуктов питания неформально подтверждали необходимость платить за то, чтобы попасть на полки супермаркетов. 
 
- Начнем с того, что товар поставщика просто так попасть на торговые полки не может, - рассказал "Комсомолке" директор столичной дистрибьюторской фирмы Игорь Коваленко. - Например, за сотрудничество с одной известной торговой сетью, причем не в столице, с меня запросили 30 тыс. грн. - это так называемая "плата за партнерство". Плюс по 3 тыс. грн. за присутствие в каждом магазине сети и 300 грн. за каждое наименование товара.
 
Впрочем, даже эти суммы не гарантируют, что товар уже продается - ведь его надо где-то поставить! Супермаркет не бросит любимого поставщика в беде и предложит арендовать по своему усмотрению стойку, полку или поддон (1-2 тыс. грн.). Самая дорогая полка - на уровне глаз, недаром она называется "золотой", самая дешевая - в самом низу, практически на полу.
 
- Но и все вместе взятое опять-таки не гарантирует, что товар расположился в магазине "согласно купленному билету", - продолжает Коваленко. - Если не нанять сотрудников, которые будут контролировать, где и как выставлена продукция, товар окажется задвинутым далеко и надолго.
 
Впрочем, и этим расходы не ограничиваются. С поставщиков берется еще и так называемый бонус: за "продвижение" торговой марки супермаркет оставляет себе каждый месяц 5-10% суммы, которую он должен за поставленную продукцию. Кроме того, в некоторых случаях есть еще и годовой бонус - 1-2% от объема реализованной за 365 дней товарной массы.
 
- Стоимость постановки товара зависит от политики сети, объема продаж именно твоей конкретной продукции, позиции компании на рынке, длительности ваших взаимоотношений, - говорит маркетолог одной из крупных пивных компаний. - И это общемировая практика. Чем лучше продается твой товар - тем дешевле его поставить на полку. Супермаркету важна оборачиваемость товаров, поэтому за популярный товар берут меньше. А с того, что залеживается на прилавке, - больше, для его продвижения. При этом все взаимоотношения с поставщиком оформляются официальным договором, где прописываются размеры вознаграждения сети.
 
Что самое интересное, наибольшую поддержку среди поставщиков вызывает только третий пункт обвинений антимонопольщиков - затягивание розничными сетями перечисления денег за реализованные товары. 
 
 
Что дальше?
 
Аналитики единодушны: в ближайшее время нас ждут не подорожания и не банкротства, а суды, которые могут затянуться на несколько лет. Практика показывает, что в случае спорных ситуаций бизнес-структуры в поисках правды обращаются именно к судебной системе. А зная любовь к деньгам наших предпринимателей, можно быть уверенными: 10% от своего оборота так просто никто не отдаст! 
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
 
Иная версия
 
Как известно, "Комсомолка" уже несколько лет подряд ежемесячно делает собственное исследование цен в супермаркетах крупных городов, где есть наши редакции. Мы сознательно отказались от анализа цен на основании самых дешевых товаров, как это делает Госкомстат, а включили в наш продуктовый набор торговые марки средней ценовой категории. И как показывают данные, цены в супермаркетах столицы по этой категории товаров не только практически не менялись, но и даже немного снизились. Правда, как считали чиновники Антимонопольного комитета, мы не знаем. Не исключено, что они делали выборку совсем по другим группам товаров, которые не учитывали наши расчеты.