Фото: За показным гламуром часто скрывается совсем не лечебное голодание и съемное жилье в спальном районе. Фото: Thinkstock.
Этот старый анекдот как нельзя лучше иллюстрирует желание многих соотечественников пустить пыль в глаза. Эксперты утверждают: немало украинцев сегодня хотят не столько БЫТЬ богатыми, сколько КАЗАТЬСЯ богатыми, но это стремление не приведет ни к чему хорошему.
ДЕШЕВАЯ ЕДА
Моя соседка - 53-летняя дама - всегда выглядит с иголочки. Она носит вещи из бутиков, дорогую обувь и часто меняет телефоны. Однако это не значит, что она живет на широкую ногу. Основные статьи экономии - это отдых и питание. Встретившись случайно в супермаркете, я увидела ее тележку с продуктами и была неприятно поражена: подгнившие овощи (они в тот день продавались по бросовой цене), акционный фарш, сырная стружка, самый дешевый майонез, двухлитровая бутылка сладкой газировки.
- Никогда не покупаю дорогие продукты - это бесполезные расходы, - пояснила она. - Я это называю "выбросить деньги в унитаз". Лучше себе новую шмотку купить. Сейчас сделаю тесто, фарш пережарю, сыром посыплю и будет пицца. Внуки ее очень любят!
- Вы этим и детей кормите?
- А что такого? Какая разница, из чего я готовлю, главное - вкусно!
И моя соседка не одинока: опрос, проведенный "Комсомолкой", показал, что 42% наших граждан предпочитают экономить на еде. Однако, в отличие от европейцев, у нас никогда и не было традиции ежедневно завтракать, обедать и ужинать в ресторанах, поэтому "экономить на еде" для нас означает покупать самые дешевые продукты. При этом на одежде и обуви готовы экономить лишь три человека из ста.
ЖИЗНЬ В КРЕДИТ
Большинство наших сограждан недовольны своим материальным положением. Более того, они недовольны и своим местом в жизни. И выход многие видят в том, чтобы создать себе имидж успешного и богатого человека покупкой соответствующих вещей.
В результате люди, которые не могут похвастаться большими доходами, буквально загоняют себя в нищету, покупая телефоны последней модели, дорогие часы, брендовые аксессуары и прочие излишества. И, разумеется, ничто так не поднимает украинца в его собственных глазах, как дорогущий автомобиль. Стоит ли удивляться, что в 2011-м Украина вошла в тройку лидеров по количеству проданных машин класса люкс?
Понятно, что наличности на шикарную жизнь не хватает, и украинцы, немного оправившись от кризиса, снова загоняют себя в кредитную кабалу. Один за другим отечественные банки рапортуют: спрос на потребительские банковские кредиты в первом полугодии 2013-го растет. В некоторых финучреждениях он достиг рекордного уровня на фоне показателей за последние пять лет. При этом эксперты уже устали повторять: учитесь жить по средствам!
- Отдавать кредит всегда сложнее, чем получать, а в нынешних условиях стагнации экономики тем более, - напоминает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Многочисленные опросы и исследования показывают: люди с достатком и бедняки мыслят по-разному. И никакие статусные вещички не в силах изменить их мышление. В результате все происходит как в известной мудрости: "Дай богатому тысячу, и он заработает 10 тысяч. Дай бедному миллион, и он его потеряет"
В ТЕМУ
Исследования свидетельствуют, что каждый четвертый американский миллионер носит ботинки не дороже 100 долларов, а каждый десятый заплатил за свой костюм максимум 200 долларов. Только половина американских богатеев согласны купить часы дороже 240 долларов, и только треть миллионеров ездит на машине, которой еще нет трех лет.
БЕДНОСТЬ РОЖДАЕТ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Как показало исследование, проведенное Центром социальных исследований "София", основными чертами характера среднестатистического украинца являются низкая амбициозность, недостаточная вера в собственные возможности и терпимость к нарушению собственных прав.
По мнению психологов, именно с неуверенностью в своих силах связана зависимость от мнения окружающих и, как следствие, желание казаться в чужих глазах богаче и респектабельнее.
- Бедность развивает в наших гражданах комплекс неполноценности, - поясняет психолог Оксана Навроцкая. - Добавьте сюда рекламу, навязывающую вещи, в которых мы, по сути, не нуждаемся, и вы поймете: покупая предмет роскоши, человек начинает питать иллюзию, что он на шаг приблизился к хорошей жизни. На самом деле, покупка вещей, которые ты не можешь себе позволить, - это самообман.
Кстати, психолог убеждена: такое демонстративное потребление имеет значение лишь в бедных странах. В развитых государствах люди мало нуждаются в постоянном внешнем подтверждении своего статуса.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
"Казаться" проще, чем "быть"
- Быть или казаться - каждый делает этот выбор самостоятельно. Многие склоняются в пользу последнего по одной простой причине: очень часто казаться проще, дешевле и удобнее, чем быть на самом деле, - пояснила "КП" психолог Марина Деркач. - Например, чтобы казаться компетентным начальником, достаточно постоянно держать своих подчиненных в тонусе и все время выказывать недовольство их работой. А чтобы быть компетентным начальником, нужно быть профессионалом в своей сфере. Чтобы казаться знающим иностранный язык, достаточно улыбаться и понимающе кивать головой, а чтобы действительно знать иностранный язык, придется потратить несколько лет на учебу. Чтобы казаться богатым, можно купить себе в кредит дорогой костюм и обувь, смартфон последней модели и вещать окружающим, какие дорогие приобретения собираетесь сделать в ближайшее время. А путь к настоящему богатству - долгий и тернистый.
Если для человека главное - казаться значимым в глазах других, в нем говорят комплексы и неуверенность в себе. Такой тип личности называется демонстративным (или истерическим) достаточно и распространен. Люди с ярко выраженным комплексом демонстративности, нуждаются в восхищении и ради этого готовы на многое. Однако при ближайшем рассмотрении такой человек напоминает мыльный пузырь: вот он только что раздулся от собственной важности, но малейшее вмешательство извне - и ничего не осталось. Именно страх быть разоблаченным и само разоблачение, которое рано или поздно наступает, и есть та цена, которую человек платит за свое желание казаться, а не быть.
КСТАТИ
Украинцы в своем желании пустить пыль в глаза не одиноки! Британские ученые выяснили: чаще всего телефон iPhone приобретают те люди, которые хотят казаться богатыми и успешными в глазах окружающих. Исследование показало, что именно среди владельцев "яблочной" продукции больше всего должников, в то время как обладатели других телефонов в долги залазят крайне редко.
На чем вы экономите?*
45% на еде
29% на всем
9% на развлечениях
7% на вредных привычках
5% на отдыхе
3% на одежде и обуви
1% на медобслуживании
1% не плачу за коммуналку
*В опросе, проведенном на сайте "Комсомольской правды" в Украине", приняли участие 2339 человек.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies