Николай Азаров со всей присущей ему решительностью выступил за создание серьезных барьеров для некачественного импортного ширпотреба.
- Мы дошли до грани, - сказал премьер на заседании Кабмина. - Что это за страна в 45 миллионов, которая ничего не производит с точки зрения легкой промышленности? У каждого из нас сидящих костюмы импортные, рубашки импортные, галстуки импортные, обувь импортная. Куда дальше ехать? Приехали уже. Настало время принимать самые, будем говорить, радикальные меры, которые позволят нам подняться!
Отечественные эксперты отнеслись к идее премьера с изрядной долей скептицизма.
- Для начала давайте разберемся, кого Азаров имеет в виду, - рассуждает директор аналитического агентства ААА Сергей Наливка. - Из Европы и Америки нам дешевку не везут. Россия также поставляет в основном качественный товар. Остается Китай. Но тут не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать: за любыми ограничениями немедленно последуют ответные меры. Потерять 600 млн долларов экспортной выручки только по одной квоте по кукурузе лишь для того, чтобы заработала какая-то фабрика по пошиву чего-нибудь - как вам такая перспектива? Поэтому не думаю, что данную цитату стоит рассматривать как инициативу правительства.
Судя по всему, основная боль Азарова - это слабое развитие легкой промышленности. Однако эксперт уверяет: за отечественный легпром беспокоиться нечего. Он чувствует себя достаточно хорошо, поскольку ориентирован и на внутренний, и на внешний рынок (подробнее см. таблицу).
- Мы уже давно носим украинское, но даже не подозреваем об этом, - говорит Сергей Наливка. - Примерно половина одежды на рынке произведена на наших фабриках, просто к ней прикреплен импортный лейбл. Такова наша ментальность: немало украинцев готовы покупать дорогую одежду, но только если уверены, что это, скажем, Италия. Наши обувщики легально экспортируют около 3 млн пар в год для европейских брендов. Что касается чулочно-носочной продукции, то она, за очень редким исключением, представлена на рынке отечественными производителями.
Словом, резюмирует эксперт, никакие кардинальные изменения рынок легкой промышленности не ждут, поскольку инициатива "перекрыть импорт", пусть и некачественный, невыполнима. Ведь ко всему прочему мы еще и являемся членами ВТО!