22 сентября
Загрузить еще

На пластик надейся, но и сам не плошай

На пластик надейся, но и сам не плошай
Фото: Для того чтобы не разочароваться в своем банке, нужно внимательно читать договор. Фото: Thinkstock.

Периодически к нам в редакцию приходят письма читателей, в которых они жалуются на обслуживание в банках. Мы приводим некоторые истории, чтобы вы могли обезопасить себя от неприятных ситуаций. Сегодня поговорим о пластиковых картах. 

Дебетная карта ушла в минус

Эту историю рассказал нам один из читателей, который судится со своим банком.

- Лет десять назад я открыл долларовую дебетную валютную карту в одном из банков, - говорит Олег. - Но так получилось, что этой картой я так ни разу и не воспользовался. Я уже и забыл об этой карте, когда через семь лет мне прислала письмо коллекторская компания с долгом в 500 долларов. Я отказался платить, после этого прошло еще несколько лет, и банк уже сам подал на меня в суд.

По его словам, банк еще несколько раз перевыпускал карту, за что и начисли клиенту немаленькие суммы. Самое интересное, что заявления о перевыпуске карты клиент не писал и сейчас именно этим апеллирует адвокат Олега. Скорее всего, он выиграет это судебное разбирательство, но придется потратить время и нервы.

Комментарий юриста: Здесь налицо или подлог сотрудников банка, или какая-то ошибка, - говорит юрист Михаил Юмашев. - А чтобы такая ситуация не повторилась, счета и карточки, которыми вы не пользуетесь, лучше закрывать.

Забыл закрыть тарифный пакет

Так же с завидной регулярностью банкиры предлагают своим клиентам открыть тарифный пакет. Это набор услуг банка, который фактически привязан к вашей карточке и за который нужно платить ежемесячную абонентскую плату.

С одной стороны, это выгодное предложение - в тарифном пакете вы получаете и повышенные проценты по депозиту, и возможность перебрасывать средства с текущего счета на депозитный и обратно, что тоже принесет дополнительный доход. С другой - многие просто забывают закрыть тарифный пакет. А менеджеры банка умышленно не напоминают об этом.

- Мне позвонили из банка через полтора года и сказали, что я должен 300 гривен, - рассказывает читатель Андрей. - Сумма небольшая, пошел расплатился и закрыл этот тарифный пакет. 

Комментарий юриста: В этом случае виноват клиент, который забыл о том, что он платит за услуги, которыми не пользуется. 

Жадный банкомат

Неприятная ситуация может произойти при получении наличных через банкомат. Например, автомат не выдал вам чек и деньги, а списание произошло.

- У меня произошла такая история, - рассказывает киевлянка Анна. - Банкомат ничего не выдал, а на телефон пришла СМСка о списании средств. Мне пришлось ехать в банк, писать заявление и ждать возврата средств на счет.

Комментарий юриста: На самом деле это не такая уж и редкая ситуация - банковское оборудование тоже может сбоить. В этом случае вы пишете заявление, и после инкассации в банке должны понять свою ошибку. Параллельно можно потребовать просмотреть видео с камеры наблюдения, которыми оборудованы практически все банкоматы. На ней должно быть видно, взял клиент деньги или нет.

Проценты, которые потратишь не везде 

Сейчас некоторые банки вводят бонусные программы для тех, кто держит деньги на счету. То есть если у вас пролежала определенная сумма в течение месяца, то вам будет начислен дополнительный процент. Однако не всегда начисленные средства можно потратить по своему усмотрению.

- Я специально держал на счету крупную сумму в течение месяца, - говорит наш читатель Вячеслав. - Каково же было мое удивление, когда через месяц я не увидел начисленной прибыли. Позвонил в банк, и оказалось, что проценты перевели на специальный бонусный счет. Расплатиться ими я могу не во всех магазинах, а только в партнерской сети банка. И перед тем как платить, я должен предупредить кассира, чтобы та сняла средства именно с бонусного, а не с основного счета. 

Комментарий юриста: Перед тем как заключить договор с банком, уточните, как будет начисляться прибыль. В некоторых банках существует минимальная сумма. Если вы не держите ее на счету в течение месяца, то и процент вам могут существенно снизить. Также узнайте, будут ли деньги присоединяться к вашему основному счету или начисление проводят на какой-то отдельный счет, как в описанном выше случае.

Загадочный cash-back

Некоторые банки еще в прошлом году начали приучать своих клиентов к тому, чтобы люди чаще расплачивались картой, не используя при этом наличных. За это клиенты получают возврат средств при каждой оплате товара через POS-терминал. В зависимости от политики банка и магазина-партнера это, как правило, 0,5-20% от суммы трат. 

- Я оформил карту именно из-за того, что банк обещал возвращать часть денег на счету, - жалуется киевлянин Геннадий. - Да, договор я читал не очень внимательно, и оказалось, что это правило действует далеко не во всех магазинах, а только в партнерских. Крупные возвраты были лишь в ювелирных магазинах, а в обычных продуктовых возврат был минимальным. А потом я сравнил тарифы на обслуживание своей карточки и аналогичной, но без бонусной программы, и оказалось, что я плачу больше. Ну и наконец, через какое-то время банк прекратил возвращать деньги на карточку, а высокие тарифы по карте так и остались. Вот я ее и закрыл.

Комментарий юриста: Банк ничего не делает бесплатно. Если он оплачивает часть покупок клиента, то он ищет возможность компенсировать свои затраты в тарифах - он может уве­личивать стоимость оформления платежной карты, обслуживания или дополнительных сервисов. Поэтому, перед тем как оформить такую карту, посчитайте, насколько она вам выгодна.