Народная интуиция сломает любую экономическую выкладку. Потребительские вкусы обретают кризисные черты еще до того, как аналитики объявляют о крахе. Мы решили проверить, как ощущают себя украинцы на фоне мировых тревог и ждут ли они глобального финансового подвоха.
ПРОГНОЗЫ У ПОДЪЕЗДА
В соседнем дворе на лавочке не утихают баталии "за экономику". Бабушкам неспокойно от теленовостей, и они ищут доказательства грядущего кризиса.
- Вон, Иваныч баб перестал водить, увидишь, скоро опять 98-й год будет! - охает старшая по подъезду.
Речь - об олигархе районного масштаба, у него десяток продуктовых магазинчиков. Бабушки используют Иваныча как флюгер: коли позеленел лицом, значит, пора всем двором бежать за гречкой.
- Да он жениться собрался, - отвечает более осведомленная подруга. - Не будет никакого 98-го!
Аналитики от такого подхода ушли недалеко. В обороте у специалистов появляются совсем необычные "кризисные" индексы. Многие ученые мужи называют новые инструменты экономической ересью. Но факт остается фактом: захиревшие в 2008-2009 годах госфинансы аукнулись не только падением промпроизводства. Опасаясь краха, люди начинают по-другому есть, пить, покупать и даже строить личную жизнь.
РАЗОЙДЕМСЯ ПО-СЕМЕЙНОМУ
Чем худее кошелек, тем меньше шансов уйти налево. Похоже, именно так размышляют американские эксперты. Они уверены, что в кризис семьи становятся крепче. С одной стороны, финансовые невзгоды могут доконать несчастливый брак. С другой - ничто так не укрепляет семью, как общий ипотечный кредит. Украинцы же до того боятся дефолтов и увольнений, что в кризис начинают активно спариваться.
Тенденция по снижению количества разводов наметилась еще в 2009 году. Тогда этот показатель упал на 2%. В дальнейшем наши сограждане лучше жить не стали. И этот показатель продолжил снижение - в 2010 году он снизился на 14%, а в прошлом и вовсе на 51%, то есть вдвое!
- При этом в 2011 году зарегистрировано 355 тыс. браков. Это на 16% больше чем в 2010-м. Эта тенденция наблюдается по всей Украине, - рассказала начальник отдела нормативно-правового и методического обеспечения деятельности органов госрегистрации актов гражданского состояния Ольга Почекина.
Так что какая-то польза от кризиса все-таки есть.
КРАСЬТЕ КРАШЕ
Женщины лечат шопингом и душевные невзгоды, и финансовые. Если семеро по лавкам не плачут, то и на последние деньги надо прихорошиться. Руководство "Эсте Лаудер" даже предложило "индекс губной помады" в качестве индикатора кризиса. Логика проста: наскрести на платьишки сложновато, вот барышни и закупают тонны декоративной косметики. В непростом для мировой экономики 2001 году продажи помады выросли на 11%, а в Великую депрессию - вообще на четверть.
В Украине денежные объемы рынка косметики в 2009 году упали всего на 15%. И то, как говорят специалисты, объемы тогда все-таки были высокими. Падение покупательной способности привело к снижению продаж только дорогих товаров. Но почти вдвое вырос спрос на акционную продукцию: покупатели отдавали предпочтение товарам в экономичной упаковке, продававшимся со скидкой, с различными бонусами и т. п.
ВОЗЬМИТЕ ПЕСТРЕНЬКИЕ
Мужчины ведут себя прямо противоположным образом - превращаются в прижимистых скупердяев. Бывший глава ФРС Алан Гринспен, серьезный вроде экономист, уверял, что вместе с курсами акций непременно падают продажи мужского белья. В нестабильной обстановке потратиться на лишние труселя сильный пол не в состоянии. В Украину компании, специализирующиеся на мужском исподнем, начали приходить уже после кризиса 2008-го. За подтверждением отправились в народ.
- Да разве мужики сами себе за трусами ходят! - всплеснула руками продавец мужского хлопка в переходе. - Я тут третий год стою, только жены и берут. Но берут стабильно.
В сегменте подороже тоже кризисных тенденций не наблюдается. Обеспеченные джентльмены не только до дыр трусы не занашивают, но выбирают нательную одежку все более пеструю и навороченную.
ВЫПИВАЕМ ДОМА
Британцы вычисляют кризис по продажам пива в барах. В сытые времена местное население выпивает в заведениях, в голодные - дома. У нас, правда, в общепите пили изначально немного, около 3% от общих продаж алкоголя.
Во время кризиса в 2009 году в Украине единственная отрасль, которая наращивала производство - ликеро-водочная. Как показала статистика, в дальнейшем украинцы стали отказываться от вина и пива и переходить на беленькую. Как говорится, зачем платить больше? Только за шесть месяцев этого года водки было продано на 20% больше, чем годом ранее. При этом продажи пива сократились на 2%, вина - на 25%.
ПЕРЕХОДИМ НА КАРАМЕЛЬКИ
Вместе с походами в бары беднеющие граждане начинают экономить на еде. Большинству украинцев и ужиматься-то некуда, разве только перейти на свеклу и картошку с родного огорода. Западные экономисты меряют глубину народной бедности по продажам консервов. Украинцам же и тушенка не всегда по карману, особенно в неспокойные времена.
Согласно исследованию ООН, бедность в Украине растет, если оценивать ее уровень по критериям потребления. У большинства граждан потребительские возможности продолжают снижаться. Так, увеличилась доля населения, чей рацион питания имеет энергетическую ценность менее 2100 ккал в сутки (с 13,7 до 14,4%).
44,1% населения тратят на питание более 60% своего бюджета. За последний год этот показатель вырос на 1,3%. Как говорится в докладе, это еще одно серьезное свидетельство, что потребительские возможности стали хуже.
ИНТЕРНЕТ ЦВЕТЕТ И ПАХНЕТ
Европа может хоть обрушиться, а новую плазму в гостиную поставить все равно охота. В ход идут все уловки - скидочные сайты, буржуйские интернет-аукционы с доставкой из Гонконга (там электроника уж больно дешево стоит) и любые виртуальные ресурсы. Экономисты тоже не дремлют: если народ ради экономии повалил в Сеть, пора насторожиться.
- Объем использования электронных денег в украинском Интернете в 2011 году составил почти 2,5 миллиарда гривен, - сообщает Государственная налоговая служба Украины.
Денежный оборот в Интернете за 2011 год - в два раза больше, чем в 2009 году, и в десять раз больше, чем в 2007-м.
В ожидании кризиса украинцы стали покупать меньше компьютеров и выбирают в основном дешевые модели. Объемы продаж по итогам года могут сократиться на 5%.
Другими словами, несмотря на снижение объема продаж, электронику все чаще покупают через Интернет. Потому что дешевле.
КСТАТИ
А как еще меряют кризисные настроения
1. Индекс бигмака. По ценам в мировой сети общепита легко определить покупательную способность валюты. Если сэндвич дорожает, значит, местные деньги обесцениваются.
2. Индекс небоскребов. В кризис недостроенных башен становится больше в разы.
3. Индекс длины юбок. По мнению некоторых экономистов, чем крепче экономика, тем короче юбки. В 2009-м колени у дам и в самом деле были прикрыты.
4. Число участков на кладбище, выставленных на продажу. Западные граждане обычно уверены, что этот актив пригодится им нескоро, и при нужде в деньгах продают заготовленное местечко.
5. Число крокодилов на специальных фермах. Спрос на кожу в трудные времена падает, и животные размножаются без угрозы отправиться на выделку.
ИТОГО
Что говорят индексы
Кризиса нет:
* Снижения числа разводов не наблюдается.
* Продажи губной помады резко не растут.
* Мужчины исправно покупают себе нижнее белье.
* Потребление алкоголя в ресторанах вернулось на докризисный уровень.
Кризис есть:
* Качество питания снижается.
* Покупатели переходят из обычной розницы в интернет-магазины.