1. ПЕРЕЙТИ ОТ ФИСКАЛЬНОЙ К СЕРВИСНОЙ СЛУЖБЕ
- Слышал, что Налоговая открывает центры по обслуживанию налогоплательщиков. Скажите, в Киеве такие центры есть? И если есть, то где они находятся и какие услуги там можно получить?
- Сейчас перед нами стоит задача перестроить работу ведомства - от фискальной к сервисной службе. Для того чтобы стать ближе к вам, плательщикам, мы и решили открывать сервисные центры. Перед инспекторами, которые работают в таких центрах, была поставлена задача - максимально качественно обслужить плательщиков. Там вам могут выдать необходимую справку, дать консультацию, выдать бесплатно электронный ключ, помочь с заполнением отчетности, ответить на все необходимые вопросы, которые могут возникнуть у плательщика.
В Киеве в Святошинском районе открылся такой центр. И тут мы пошли еще дальше: в нем уже есть игровые комнаты, в которых родители, которые хотят сдать отчетность, имеют возможность оставить ребенка. В ближайшее время подобные сервисные центры будут в каждом районе Киева. В целом по Украине открыто более 300 центров. До конца года их будет 476.
- А как переход к сервисной службе может сочетаться с расследованием уголовных дел, раскрытием преступлений, досудебным следствием и всеми теми карательными функциями, которые по закону должна осуществлять Налоговая служба?
- Я со всей ответственностью заявляю, что нет сегодня какой-либо карательной функции в действиях Налоговой. Если мы посмотрим статистику, то людей, которые попадают под уголовное преследование, становится меньше. При этом благодаря изменениям в законодательстве и декриминализации мы видим динамику увеличения поступления в государственный бюджет.
Если мы говорим о карательных методах, например о задержании, то у нас под стражей на сегодня находятся всего 3 человека. Для нас задержание - это исключительная мера, когда мы видим опасность для бюджета. Фактически мы применяем ее только к организованным преступным группам.
На первое место мы ставим добросовестную уплату налогов и добровольный отказ от схем минимизации. Если мы видим, что кто-то ошибся, но исправляется, то говорить о каком-то криминальном преследовании не приходится.
2. ПОБОРОТЬ КОРРУПЦИЮ
- Сейчас президент много говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Что в этом направлении делает Налоговая?
- Коррупции внутри Налоговой мы объявили жесткий и системный бой. К сожалению, это явление носит общенациональный характер и вызывает у нас тревогу.
Для борьбы с неправомерными действиями сотрудников Налоговой мы внедрили карту коррупционных рисков. Фактически мы разбили все процессы, которые происходят в Налоговой службе, на части и отслеживаем наиболее подверженных коррупционному влиянию. Мы усилили в этих направлениях проверки нашей службой внутренней безопасности, усилили профилактику там, где могут быть злоупотребления.
Во-вторых, мы отделили процесс приема отчетности от его проверки.
Кроме того, с января мы ввели новый сервис "пульс Налоговой" - это телефон горячей линии, куда налогоплательщики могут жаловаться на действия сотрудников. Мы рассматриваем все обращения и решения по ним принимаем в течение трех дней. Я лично держу все это на контроле.
И мы видим, что это дает результаты. Так, с начала действия этого сервиса количество обращений относительно коррупционных действий в рядах Налоговой службы сокращается. Конечно, мы еще не победили это явление, но я призываю всех помогать нам с ним бороться.
|
3. УЛУЧШИТЬ БИЗНЕС-КЛИМАТ
- Что предпринимает Налоговая для улучшения бизнес-климата Украины?
- Любое решение проблемы начинается с того, что кто-то должен взять на себя ответственность. Мы признаем, что Налоговая служба на передовой данной работы.
Для того чтобы определить, что препятствует бизнес-климату улучшаться, мы заказали у независимой компании первое исследование, которое объективно отражало запросы и проблемы инвесторов. После этого мы четко увидели те проблемы, которые волнуют бизнес.
Все говорили о возврате НДС, но оказалось, что этот вопрос был не самым важным. На первое место инвесторы вынесли вопрос упрощения отчетности. И сегодня мы инициируем внесение изменений в формы отчетности, чтобы их максимально упростить. Это касается декларации на прибыль, декларации на добавленную стоимость, доходов физлиц.
Раньше также поднимался вопрос непринятия отчетности. Мы его решили. Кроме того, говорили о проблеме получения свидетельства плательщика НДС. Мы упростили форму, четко регламентировали сроки его выдачи.
Что касается возврата НДС, в прошлом году Налоговая возместила в два раза больше, чем в 2010 году. Да, действительно в предыдущие годы были накоплены долги, но мы их сегодня погашаем.
4. СДЕЛАТЬ УСЛУГИ БЕСПЛАТНЫМИ
- Будут ли у Налоговой платные услуги?
- Моя позиция заключается в том, что все услуги или сервисы Налоговой должны быть бесплатными. Раньше бизнесмены платили 1000 грн. за ключ и за программное обеспечение. Сейчас мы начали выдавать бесплатно ключи цифровой подписи.
Кроме того, мы идем навстречу налогоплательщикам и по срокам предоставления услуг. Например, одной из самых востребованных является справка об отсутствии задолженности. Раньше она выдавалась в течение 15 дней, сегодня - в срок до пяти дней. А при наличии электронного ключа налогоплательщик может получать эту справку в электронном варианте. Я поставил задачу перед собой и коллективом Налоговой службы за год сократить время общения с предпринимателями в 2 раза.
|
5. ПРИВИТЬ НАЛОГОВУЮ КУЛЬТУРУ
- За счет чего в Украине растет количество миллионеров?
- Я считаю, тут есть две основные составляющие. С одной стороны, работает фактор налоговой культуры, и люди понимают, что уплачивать налоги - это необходимость. С другой стороны, мы сопоставляем базы данных и работаем по крупным, как мы их называем, маркерам. Например, есть предприятие в какой-нибудь отрасли, которое работает и платит зарплату по закону. Смотрим, сколько там платят, и сравниваем с колебаниями у других предприятий. Соответственно, мы смотрим, где платят меньше, и начинаем разбираться.
Похожие методы работы с физлицами. Мы оцениваем имущество этих людей и работаем с ними. Если в 2011-м у нас был 1571 миллионер, то в 2012-м их уже на 700 человек больше. Мне хочется верить, что прогрессирует уже само понятие налоговой культуры.
Фото Максима ЛЮКОВА и Thinkstock.