ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
В прошлом году продажи новых автомобилей выросли на треть. Не в последнюю очередь это произошло из-за роста кредитования. За год количество авто, проданных в кредит, по оценкам банкиров, выросло с 15 до 25% от общего количества проданных авто. Казалось бы, все налаживается, рынок растет, однако в последнее время ситуация резко изменилась. Сейчас брать кредиты на авто могут лишь те, кто или так сильно хочет машину, что готов платить сумасшедшие проценты, или те, кому до заветной суммы не хватает совсем чуть-чуть и они выплачивают долг достаточно быстро, чтобы проценты не успели накапать.
По данным компании "Простобанк Консалтинг", в январе средние реальные ставки по долгосрочным автокредитам превысили отметку в 20% годовых! Тогда как в конце года займы стоили почти на 1,5% дешевле. А в ноябре и вовсе на 4% ниже сегодняшних ставок. И такая тенденция наблюдается по всем программам независимо от их срока. Автокредиты на более "короткие" сроки дорожают почти с той же скоростью, что и долгосрочные займы. Так, средняя реальная ставка по кредитам сроком на 1 год за последний месяц выросла на 1,09%, до 17,23% годовых, сроком на 3 года - на 1,01%, до 19,05% годовых.
При этом большинство банков строят свои предложения так, что чем большую сумму вы вносите в качестве первого взноса, тем более дешевый кредит вам предложат. Получить заем по 14-15% годовых можно в том случае, если у вас на руках уже есть 60-70% от необходимой суммы. А если у вас всего 20-30% от необходимой суммы, готовьтесь платить больше.
Естественно, при таких условиях найдется не много смельчаков, готовых подписаться под договором с подобными условиями. Снижение ставок возможно лишь весной, если ситуация в экономике стабилизируется и ставки по депозитам пойдут вниз. Большинство банкиров не верят в резкий рост количества выданных кредитов в этом году и считают, что их количество будет на уровне 2011 года.
НАСТОЯЩИЙ НОЛЬ
Правда, несколько банков, которые заключили партнерские соглашения с автосалонами, предлагают более выгодные условия. На некоторые модели можно найти почти под 0% годовых. По крайней мере ставки, близкие к нулю, есть у нескольких банков. Стоит отметить, что в конце прошлого года такие предложения на некоторое время исчезли. Однако сейчас, когда салонам нужно срочно распродавать прошлогодние запасы, они снова вернулись на рынок.
В отличие от обычного автокредита в этом случае вам не удастся приобрести любую понравившуюся машину - придется выбирать из того, что салоны предлагают. К тому же сроки кредитования по таким льготным условиям не превышают одного года, а в качестве первоначального взноса вам нужно будет выложить половину стоимости авто. Если учесть, что вам придется его застраховать, оплатить оформление займа, а также постановку авто на учет, то нужно иметь на руках более 60% от стоимости автомобиля.
При этом каждый следующий месяц нужно будет еще выкладывать более 4% от его стоимости. Нетрудно посчитать, что для авто С-класса стоимостью около 160 тысяч гривен такой платеж составит 6,7 тысячи гривен. А если учесть, что банки сейчас работают "по-белому", то вам придется показать официальный доход около 13 тысяч гривен на семью.
Однако огромным плюсом такой программы является то, что переплата не превышает 3-4% - с учетом всех комиссий. Другими словами, даже если вы имеете на руках всю сумму, можете положить часть денег в банк под 16% годовых и быть в выигрыше.
А В ЭВРЕМЯ
Займы спасут от налоговой?
Несмотря на такие высокие проценты, не исключено, что банковские кредиты будут пользоваться все большей популярностью. Причина тут заключается в том, что с начала месяца Государственная служба финансового мониторинга начала требовать у автосалонов документы о сделках по продаже авто стоимостью более 150 тысяч гривен. Чиновники объяснили такие нововведения противодействием "отмыванию доходов, полученных преступным путем".
И хотя в течение недели автодилерам удалось отстоять свое право не передавать данные по каждой сделке, уже сейчас ясно, что контролирующие органы просто так не отстанут. В отсутствие кредитования со стороны МВФ государство ищет все новые способы наполнения бюджета. А контролировать покупателя можно и во время постановки автомобиля на учет. С учетом, что еще в конце прошлого года Налоговая пообещала применять косвенные методы оценки доходов граждан. "Мониторя" сделки по купле-продаже недвижимости, а также дорогих авто, они будут выявлять тех, чьи доходы не соответствуют расходам.
Вот в этом случае кредит и может пригодиться. Особенно для чиновников, чьи официальные зарплаты и расходы очень сильно отличаются. В этом случае всегда можно объяснить приобретение дорогой иномарки кредитом. Главное, чтобы ежемесячный взнос не превышал вашей официальной зарплаты.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Прошлый год стал удачным для украинского авторынка. Если в 2009-2010 годах в Украине продавалось по 162 тыс. автомобилей ежегодно, то в 2011 году было продано около 225 тыс. авто.
Это позволило украинскому авторынку занять 13-е место в Европе по объемам продаж. Хотя до уровня 2007 года, когда в год продавалось 623 тыс. новых автомобилей, рынку еще расти и расти.
Самые продаваемые марки в 2011 году*
1. ВАЗ
2. Hyundai
3. ЗАЗ
4. Toyota
5. Renault
6. Chevrolet
7. Skoda
8. Volkswagen
9. Ford
10. Nissan
* По данным компании Auto-Consulting.