Вчера стало известно, что правительство хочет на переговорах со Всемирной торговой организацией (ВТО) просить восстановить пошлины на импорт автомобилей с 10% до 25%, то есть такими, какими они были до 16 мая 2008 года. Естественно, это приведет к подорожанию импортных автомобилей на 10-13%. То есть если сегодня семейный седан С-класса обходится в 20-25 тысяч, то после введения новых пошлин он подорожает на 2-2,5 тысячи долларов. Правда, эксперты мало верят в то, что ВТО пойдет навстречу Украине.
- За все время существования ВТО, с 1995 года, были поданы 34 подобные заявки от разных стран, - говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. - Из них удовлетворили только 8. В одиннадцати случаях был отказ, по остальным заявкам идут переговоры. Поэтому я считаю перспективы удовлетворения украинской заявки низкими. Кроме того, повышение ставок на импорт с 10 до 25% не принесут пополнения бюджету, ведь по правилам ВТО нужно, чтобы среднеарифметическая ставка по всем товарным позициям оставалась прежней. То есть если подорожает ввоз автомобилей, то нужно снижать пошлины, например, на холодильники или телевизоры. А если учесть, что автомобили - это вторая по объему импорта товарная группа, то снижать пошлины придется на многие товары и услуги.
По мнению эксперта, повышение пошлин - это тупик. Особенно сейчас, когда ЕС уже одобрило проект договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной. Согласно этому договору наша страна получит возможность не снижать до нуля, как это хочет ЕС, существующую ныне в рамках ВТО пошлину на протяжении 15 лет.
- Если у Украины будут нулевые пошлины на экспорт авто в ЕС, то к нам придут многие мировые производители и начнут строить здесь автозаводы, - уверен Олег Назаренко. - В этом заинтересованы и корейские, и китайские компании. А это приток инвестиций и новые рабочие места.
Напомним, что сейчас правительство ведет спецрасследование относительно импорта иномарок с объемом мотора до 2,2 литра, которое инициировали лоббисты национального автопрома. Они хотят установить дополнительную спецпошлину в размере 34% на авто с объемом двигателя 1-1,5 л и 47% на авто с двигателями 1,5-2,2 л. Но в принятие этих пошлин эксперт верит еще меньше, ведь такое положение вещей противоречит договору о ЗСТ с Европой, на принятии которого настаивает президент.
А В ЭТО ВРЕМЯ
С нового года цена на топливо поднимется?
Еще один "подарок" водителям решило сделать Мининфраструктуры. Ведомство предлагает предусмотреть в Законе "О государственном бюджете на 2012 год" повышение ставки акцизного сбора на бензин с 182 до 200 евро за тонну, а на дизтопливо - с 42 до 120 евро за тонну.
За счет этого чиновники решили пополнить бюджет на дополнительные 4,36 млрд грн.
Если это новшество будет принято, то нетрудно посчитать, что при нынешнем курсе евро бензин подорожает где-то на 20 копеек за литр, а дизельное топливо - на 60 копеек. То есть солярка догонит в цене 95-й бензин.
Эксперты предупреждают, что такие нововведения могут дать обратный эффект и потребление топлива сократится. И тогда вместо прибыли бюджет получит убытки.