14 ноября
Загрузить еще

Автокредиты дешевеют, а машины разлетаются как горячие пирожки

Автокредиты дешевеют, а машины разлетаются как горячие пирожки
Фото: - Уже вижу себя пассажиркой этого автомобиля. Фото Максима ЛЮКОВА.

Несмотря на то что все аналитики предрекают новую волну экономического кризиса, продажи автомобилей в Украине растут. Частично это связано со слухами о возможном поднятии импортных пошлин, а отчасти за счет улучшения условий кредитования. Мы решили разобраться с ситуацией на украинском авторынке.

Земля слухами полнится

Продажи автомобилей в Украине бьют рекорды. В августе они показали рост на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это уже второй месяц подряд, в котором наблюдается рекордное количество продаж. Пожалуй, самым сильным стимулом для украинцев, желающих обменять свои денежные знаки на железного коня, стала новость о том, что импортные авто могут подорожать. Ассоциация автопроизводителей Украины "Укравтопром" обратилась с заявлением в Министерство экономического развития и торговли Украины о возбуждении и проведении специального расследования по импорту в Украину легковых автомобилей с объемом двигателя более 1000 куб. см и до 2200 куб. см. Лоббисты украинских предприятий попросили на четыре года ввести специальные пошлины. Правда, назвать размер этих пошлин в ассоциации так и не смогли, сославшись на то, что их должно определить Минэкономразвития только после проведения расследования, а оглашение их размера может расцениваться как попытка повлиять на чиновников. Сейчас же размер ввозной таможенной пошлины составляет 10%.

Естественно, люди, которые помнят времена, когда самой доступной машиной был Daewoo Lanos, начали думать над тем, чтобы обновить свое авто. Тем более что четыре года для многих современных автовладельцев - это приличный срок и многие меняют машину именно раз в 4-5 лет. Правда, эксперты говорят, что такое расследование может длиться до 9 месяцев и его нужно согласовывать с ВТО. Поэтому вероятность его введения все-таки не 100%. 

- Это уже третья попытка ввести заградительные пошлины на импорт, - рассказал нам генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. - Первые два раза в правительстве не сочли их доводы достаточными. Дело в том, что "Укравтопром", на мой взгляд, подает некорректную статистику. Они говорят, что производство в Украине падает, хотя, по нашей статистике, оно растет. Такое обращение имело бы смысл в 2008 году, когда во время кредитного бума люди покупали много иномарок. Сейчас же, когда покупки совершаются за свои, сэкономленные, то на первых местах по продажам идут недорогие 

ВАЗы, ЗАЗы, Daewoo и Geely, которые собираются как раз в Украине. Поэтому объективных причин для введения таких пошлин нет. Хотя в "Укравтопроме", наверное, мечтают о том, чтобы запретить импорт совсем. Для них была бы идеальной ситуация, как во времена СССР: тогда отечественные машины были дефицитом, а импорта не было вообще.

Однако как бы там ни было, а информационная атака на не определившихся в вопросе, покупать или не покупать, привела к тому, что народ массово направился в автосалоны.

СТАВКИ ПОЛЕТЛИ ВНИЗ

Еще одним фактором повышенного спроса стало снижение ставок по автокредитам. Медленно, но уверенно они дешевеют. По данным компании "Простобанк Консалтинг", в начале осени средняя реальная стоимость кредитов на покупку новых авто иностранной сборки сроком на один год в банках из числа 50 крупнейших по размерам активов составила 13,99% годовых. В период с начала августа такие займы подешевели на 0,48%.

При этом темпы снижения ставки по годовым кредитам значительно опережают скорость удешевления займов на большие сроки. Так, автокредиты на два года за август подешевели на 0,28%, до 14,65% реальных годовых, а сроком на пять лет - лишь на 0,09%, до 16,17% реальных годовых.

Из-за настолько разных темпов снижения ставок разница в стоимости между краткосрочными и долгосрочными кредитами заметно растет. Так, по состоянию на начало августа кредиты на новые иномарки сроком на один год обошлись бы в среднем на 1,79% дешевле, чем кредиты сроком на пять лет. На начало сентября эта разница выросла уже до 2,18%. Разница между одно- и шестилетними кредитами за последний месяц выросла с 1,84 до 2,1%.

А вот недорогие авто отечественной сборки обходятся в кредит существенно дороже. Хотя и тут, надо отметить, ставки снижаются. По данным аналитиков, средняя реальная ставка по кредитам на покупку авто отечественной сборки сроком на три года составила 19,5% годовых. При этом полтора месяца назад она была 20,18% годовых. Снижение составило 0,68%. На такую же величину снизилась и средняя реальная ставка по займам сроком на четыре года - до 19,65% годовых. Больше всего за этот период подешевели кредиты сроком на пять лет - на 1,02%, до 21,3% реальных годовых.

Еще больше снизились ставки при покупке подержанных авто. За последние полтора месяца средняя реальная стоимость кредитов на отечественные б/у авто уменьшилась более чем на 1%. 

ИЩИТЕ НОЛЬ

Как видите, самыми выгодными по-прежнему остаются совместные кредиты автосалонов и банков. Они предлагают нулевые кредиты при наличии у вас 50-60% от стоимости автомобиля на руках и готовности выплатить оставшуюся часть за один год. То есть это предложения для тех, кто фактически и сам мог бы накопить на понравившееся авто за полгода-год, но не может дождаться того, чтобы сесть за руль. И за эту поспешность придется раскошелиться.

За выдачу кредита нужно заплатить единоразовую комиссию в размере 2,5% от суммы займа. Но и это не все. Страховать придется не только автомобиль, но и свою жизнь. А если у вас будет поручитель, то и его жизнь - тоже. А это ни много ни мало 3% в год от общей суммы кредита. Интересно, что если с вами что-то случится, например, вы сломаете ногу или, не дай бог, самое страшное, то выплаты от страховой получите не вы, а ваш банк. 

Есть вопрос? 

Какая зарплата нужна заемщику? 

Каждый день кредита обходится почти в 100 грн. 

Давайте посчитаем, какой доход нужно иметь для получения кредита. Среднестатистическое семейное авто сейчас стоит около 150 тысяч гривен. Пускай вы собрали на первый взнос 50 тысяч гривен и на оформление авто и собрались кредитоваться на сумму в 100 тысяч гривен при ставке 16% на 5 лет. Тогда при стандартной схеме выплат вам нужно будет вначале выплачивать 3000 грн. в месяц. Если учесть, что банкиры не дадут кредит при выплатах более 50% от официального дохода, то для такого авто покажите доходы от 6000 грн. в месяц.

При аннуитетной схеме погашения платеж составит 2432 грн., но таким он будет весь срок кредитования. Зато требования к официальной зарплате снижаются до 4900 грн. 

Правда, специалисты предлагают учесть и другие расходы, связанные с авто, такие как стоянка, бензин, ремонты и покупка раз в год полиса КАСКО. Эксперты рекомендуют закладывать сюда еще как минимум 1,5-2 тысячи гривен в месяц. Итого получается, что для того, чтобы стать обладателем машины стоимостью около 150 тысяч гривен, нужно накопить половину этой суммы, иметь официальный доход от 4900 гривен, а еще минимум 2 тысячи можно получать и в конверте. 

Перед подписанием договора обязательно выясните условия досрочного погашения кредита - есть ли штрафы, весь ли период кредитования он взимается. Если штрафы есть, то посчитайте величину штрафа и сравните с экономическим эффектом от досрочного погашения. Иногда выгоднее платить весь срок кредитования.

 

КСТАТИ

Каких моделей не хватает

По данным консалтинговой компании AUTO-Consulting, после летнего подъема продаж в Украине появился дефицит автомобилей. Среди французских авто заметна нехватка таких моделей, как Peugeot 107, 3008 и Partner. У бренда Renault наметилась нехватка MCV и Stepway.

Среди моделей Chevrolet особенно ощутима нехватка моделей Aveo и Cruze. У Opel в дефиците Astra Classic Caravan (универсал), Astra NG, Corsa Cosmo 1.4AT и Insginia с дизельными двигателями.

Наблюдается дефицит и некоторых моделей Chery. Это Кіmo с автоматической трансмиссией, кроссовер Beat и модель M11.

У SEAT дефицит был в первую очередь на модель Ibiza 1,2TSI. Из-за нехватки электроники, произведенной в Японии. Похожая проблема у Toyota с моделями Corolla и RAV4.  Исчезли из свободной продажи новые модели Hyundai -  Accent, Elantra и Ix35.

А вот российская Lada, японские Mitsubishi и немецкие Volkswagen в салонах присутствуют. Практически не имеют дефицита отечественные ЗАЗ Lanos и Sens. Хотя, по словам продавцов, иногда случаются задержки поставок некоторых модификаций. Например, белого Sens в базовой комплектации.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Рейтинг лучших условий по кредитам на покупку новых иномарок сроком на один год

Банк      Аванс, % от стоимости авто     Реальная ставка, % годовых

Universal Bank **           50           0

Правэкс-Банк  70           3,99

Форум                                80           4,85

Укрсоцбанк                      50           6,51

Кредобанк                        70           7,22

                                              

* От банков из числа 50 крупнейших по размеру активов по данным компании "Простобанк Консалтинг".

** На авто марки Mitsubishi.