21 ноября
Загрузить еще

Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко: «Украина не транзитное государство, а проходной двор!»

Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко: «Украина  не транзитное государство, а проходной двор!»
Фото: Украинскую границу в среднем за одни сутки пересекает почти 8 тыс. транспортных средств.

Большинство европейских стран эффективно использует свое выгодное географическое расположение. Доходы от транзита являются существенными статьями поступлений в бюджеты. Украина же, наибольшая по протяжности транспортных путей европейская страна,   имея высочайший рейтинг транзитного потенциала, не использует такие возможности. 

- Сегодня единый сбор за провоз грузов платится  в пунктах пропуска через государственную границу Украины, - рассказали в Пресс-службе Счетной палаты. -  Он объединяет два вида платежей разных по экономической сути: за контроль грузов и за проезд автомобильными дорогами нашего государства. Но, как показали результаты аудитf, такие сборы не оказывают содействие положительному влиянию на формирование доходов государственного бюджета от использования транзитного и транспортного потенциала государства. 

Украинскую границу в среднем за одни сутки пересекает почти 8 тыс. транспортных средств, из которых платят единый сбор свыше 2,8 тыс. грузовых автомобилей и почти 4,7 тыс. вагонов с грузом. За все время взыскания единого сбора (начиная с 1 января 2000 г.) в государственный бюджет поступило всего 837 млн. гривен. Объем поступлений единого сбора в 2009 г., в сравнении с 2000-м возрос лишь в 1,5 раза. Вместе с тем объемы импорта товаров увеличились в 3,3 раза, а удельный вес единого сбора доходов государственного бюджета существенно уменьшился. Таким образом, за этот период состоялось реальное сокращение поступлений единого сбора в государственный бюджет с 17,0 млн. евро (2000 г.) до 12,7 млн. евро (2009 г.) При этом эффективная ставка единого сбора в расчетt на единицу транспортного средства составляет 37 грн., или  3,7 евро (стоимость одной чашечки кофе в пограничном кафе). В результате, государственный бюджет от ввоза одной тонны груза на территорию Украины железнодорожным или автомобильным транспортом получает лишь 1,18 грн. или 0,12 евро. 

В Украине ставки единого сбора в пунктах пропуска не пересматривались со времени их внедрения, вследствие чего они являются наиболее низкими среди стран Восточной Европы и СНГ. Так, минимальные ставки платы за проезд территорией страны за один день пребывания в Польш - 11,5 евро, в Азербайджане - 15,7 евро, Беларус - 19,5 евро, Чехи - 20 евро, что превышает аналогичную ставку в Украине в среднем на 37 процентов. 

Более того - ставки единого сбора за проведение контроля в пунктах пропуска не зависят от уровня токсичности и опасности перевезенного груза. Тем не менее удельный вес "опасных" грузов, которые перевозятся железной дорогой, составляет почти 30 процентов. Вообще за период, в течение которого проходил аудит,  железнодорожным транспортом Украины перевезено 40,3 млн. т опасных транзитных грузов, а фактический размер платы за осуществление всех видов контроля опасного груза в пунктах пропуска составляет лишь 1,18 грн. за тонну, то есть столько же, как за обычный груз. 

- Органы государственной власти не изучают экономический эффект от осуществления грузовых перевозок дорогами страны, его влияние на формирование доходов госбюджета, - отметил  Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко. - Украина не имеет ни единой выгоды из понятия "транзитное государство". Уровень получения экономического эффекта от использования транспортного и транзитного потенциала как одного с стратегических активов государства есть низкой. Формирование доходов бюджета из предоставления соответствующих услуг имеет отрицательную динамику. О чем это говорит? Что мы не транзитное государство, а проходной двор! 

Минфин, Минэкономики и Минтранссвязи практически устранились от анализа эффективности взыскание единого сбора, в том числе платы за проезд автодорогами и осуществление контроля грузов и транспортных средств в пунктах пропуска. Это отрицательно влияет на формирование транзитной ренты от использования автомобильных и железнодорожных путей. 

Итак в условиях дефицита бюджетных средств органам государственной власти необходимо активизировать поиск дополнительных источников наполнения госбюджета, вводя общемировую практику налогообложения проезда территорией наибольшего в Европе транзитного государства.