Сейчас Украина ведет переговоры о создании Зоны свободной торговли с ЕС. Правительственные чиновники регулярно ездят в Брюссель, встречаются со своими коллегами и пытаются договориться о том, чтобы наши товары попадали на европейские рынки, а их товары шли к нам. Казалось бы, что может быть проще? Но европейцы уперлись и требуют от Украины, чтобы наши производители отказались от многих торговых марок, которые для нас уже стали привычными. В ЕС предъявляют права более чем на 2 тысячи товаров, названия которых связаны с географическими названиями. В Украине запатентовано всего с десяток таких названий.
Коньяк преткновения
Разговоры о том, что на одной шестой части суши, которой являлся СССР, незаконно используют некоторые названия, велись давно. Но пробраться за железный занавес западным поборникам авторских прав не представлялось возможным. Однако сейчас Украина столкнулась с тем, что Европа не хочет организовывать Зону свободной торговли с нами, если в наших магазинах будут продаваться отечественные коньяк, шампанское или херес. Все эти названия закреплены за продуктами, выпущенными в определенных регионах.
- Одним из сложных вопросов, оставшихся для рассмотрения, является вопрос защиты географических названий товаров, - говорит заместитель министра экономики Украины Валерий Пятницкий. - На сегодняшний день разница между количеством товаров, географическое название которых защищается в Украине и в Европе, достигает двух и даже трех порядков. При этом если часть из них имеет некритическое значение для Украины, то от некоторых названий, распространенных еще со времен Советского Союза, придется отказываться, в том числе от таких названий, как «шампанское» или «коньяк».
Неравный счет
Почему же европейцы против того, чтобы у нас выпускались некоторые напитки? Оказывается, в ЕС есть огромный список, куда входят продукты, названия которых произошли от местности, где они начали выпускаться. И еврочиновники уверены, что то же шампанское, произведенное за границей французской провинции Шампань, не может носить это гордое имя, а должно называться игристым вином. То же самое касается и коньяка. Его можно производить лишь в провинции Коньяк. В этом списке географических названий, который начали формировать еще пять лет назад, полным-полно алкогольных и гастрономических наименований. Судите сами, туда попали Шабли, Шампань, Коньяк, Граппа, Шерри, Горгонзола, Моцарелла, Пармезан, Рокфор и многие другие.
И если Украина пойдет на уступки требованиям ЕС, то наш коньяк придется переименовать в бренди, пиццу - в итальянский пирожок, а йогурт - в кисломолочный продукт. Не исключено, что даже длинные макароны, которые все у нас называют спагетти, в наших магазинах можно будет купить только европейского производства.
В ответ и европейцы не смогут использовать украинские названия, которые наши предприниматели успели запатентовать. Правда, против тысяч европейских названий Украина пока что может выставить лишь десяток-другой наименований.
- На сегодня в Украине в соответствии с национальным законодательством уже зарегистрированы 10 географических обозначений для таких товаров, как минеральная вода, игристые и марочные вина, - говорит начальник отдела защиты прав Государственного департамента интеллектуальной собственности Инна Шатова. - Еще подано около десяти заявок, которые сейчас проходят экспертизу.
Бизнесмены ищут лазейки
Если наша страна согласится на условия, предложенные ЕС, то пострадают многие предприятия. Не удивительно, что бизнесмены ищут пути обхода этого запрета и даже дают советы чиновникам.
- Предусмотрено, что если страна до подписания протокола о ЗСТ свыше 10 лет производила продукцию под теми или иными названиями, то она может продолжить это делать, - говорит вице-президент ассоциации СОВАТ Владимир Остапюк. - Считаем, наше правительство обязано настаивать именно на отмене запрета.
Мелкие предприниматели не поддаются панике. В одной из столичных пиццерий нас успокоили, заявив, что банально уберут одну букву в предмете спора и будут торговать не «пиццей», а «пицей».
Кстати, войны за авторские права иногда приводят к нелепым парадоксам. Так, в одной британской сети супермаркетов в свое время запретили продавать «Пармскую» ветчину, поскольку этот продукт был действительно сделан в северо-итальянском городе, но упакован в Великобритании. А небольшой швейцарской деревне Шампань, которая уже 800 лет производит собственные нешипучие вина, до сих пор запрещают использовать свое географическое название на этикетках.
МНЕНИЕ
«Европа не хочет пускать Украину на свои рынки»
- Дай Бог, чтобы переговоры о создании Зоны свободной торговли закончились через пять лет, - говорит директор консалтингового агентства «ААА» Сергей Наливка. - Европа не хочет пускать Украину на свои рынки, вот и вставляет палки в колеса. Начались эти переговоры несколько лет назад после того, как в ЕС резко поднялись цены на продукты питания. Естественно, там решили, что им нужен поставщик дешевой еды, которым могла бы выступить Украина. Тогда-то и начались эти переговоры. Теперь же, когда цены на продукты питания упали, Европа включает задний ход. Теперь они будут выставлять нам дополнительные требования одно за другим - сначала это шампанское и коньяк, потом сыры и йогурты. Сколько себя помню, столько болгары носятся со своим йогуртом, а он производится во всех странах. Но для Украины могут и его внести в «черный список». Уверен, эти требования являются поводом отказать нашей стране в доступе на свои рынки или заключить соглашение на невыгодных для нас условиях. Вы подумайте: ведь многие украинские торговые марки запатентованы и стоят миллионы долларов. Если их признать незаконными, то они понесут огромные убытки.
КОМПЕТЕНТНО
«Нужно требовать компенсаций»
- Одним из проблемных вопросов в ходе переговорного процесса по созданию Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС является взаимная защита географических обозначений, - сообщила начальник отдела защиты прав Государственного департамента интеллектуальной собственности Инна Шатова. - Сейчас позиции Украины и ЕС по этим названиям диаметрально противоположны, и соответственно в ходе переговорного процесса необходимо искать компромисс по каждому конкретному обозначению, ведь за каждым названием стоит своя история. Например, шампанское (технологию его производства) на территорию Украины еще в XIX веке завез князь Голицын, и долгое время этот напиток у нас назывался именно шампанским. То есть шампанское как название определенного вида игристого вина на нашей территории вполне можно считать видовым названием. Что касается коньяка, то в соответствии с Законом Украины «О винограде и виноградном вине» этот алкогольный напиток должен называться «коньяк Украины».
|
Если в ходе переговоров украинская сторона и пойдет на определенные уступки в этом вопросе и откажется от таких названий, то, безусловно, экономические убытки национальных товаропроизводителей определенной сельскохозяйственной и алкогольной продукции должны быть компенсированы стороной ЕС. Вид, форма и размер таких компенсационных мер и будет предметом дальнейших переговоров. Хотя следует понимать, что даже при замене названий сама продукция будет производиться и дальше, но производителям придется потратить средства на такую замену и широкую рекламную кампанию, которая бы объяснила потребителям, что новые продукты - это те же старые, только поменявшие название.