О рынке
- Сейчас страховой рынок переживает не лучшие времена. Так, по данным Лиги страховых организаций, в первом квартале страховые компании собрали на 13% меньше премий, чем за тот же период годом ранее. Как ваша компания переживает этот непростой этап?
- Я бы не говорила, что страховой бизнес сейчас переживает не лучшие времена, я бы сказала, что сегодняшняя ситуация была вполне прогнозируема. Специфика финансового рынка такова, что реальные результаты развития или падения сектора наблюдаются через 1,5-2 года. Если мы проанализируем и результаты выплат страховщиков, то заметим, что они тоже возросли.
Это связано с тем, что обязательства страховых компаний растянуты во времени. Но даже в период кризиса ни одна лайфовая компания не обанкротилась, в отличие от некоторых компаний, работающих в рисковом секторе. У нас не было проблем с выплатами даже в наиболее экономически сложные времена. Увеличение выплат в нашей компании связано с тем, что люди стали более остро нуждаться в получении накопленных ими средств. Причиной этого также был и тот факт, что государство ввело мораторий на возврат депозитов. В такой период, когда кто-то потерял работу или его доходы из-за кризиса снизились, он искал финансовой поддержки. И в отличие от банков все наши клиенты без проблем получали свои деньги.
В прошлом году мы увеличили выплаты на 370%. Такой скачок обусловлен также и тем, что мы пересекли десятилетний рубеж и начали выплачивать клиентам, которые заключали свои договоры сроком на 10 лет. В прошлом году у нас были две крупные выплаты на суммы свыше 1,7 миллиона гривен каждая. То есть сейчас у нас начались выплаты по окончании действия договоров.
О клиентах
- Тяжелый год прошел. Чувствуете ли вы прирост клиентов?
- Да, ситуация в стране стабилизируется. И мы снова переходим в стадию роста. Правда, он не такой интенсивный, как нам хотелось бы. Нынешнюю ситуацию можно сравнить с периодом десятилетней давности, когда наша компания только выходила на украинский рынок. Но в целом ситуация уже позитивная. Могу добавить, что клиенты нашей компании не почувствуют никакой динамики снижения развития рынка. Но говорить о результатах сектора можно будет только по итогам года. Дело в том, что рост страховых платежей традиционно приходится на вторую половину года. С одной стороны, многие компании достаточно экономно используют свой бюджет в течение года и в конце года, когда уже видны реальные результаты, готовы инвестировать средства в накопительные программы по страхованию жизни. С другой стороны, многие граждане получают значительные премии по итогам прошлого года не раньше второго квартала, и в это время они финансово готовы к приобретению полиса лайфового страхования.
- А как выглядит усредненный портрет вашего клиента?
- Вы знаете, это довольно сложно. Ведь среди наших клиентов бывают люди с самыми разными уровнями доходов. Но их объединяет одна черта - это социально ориентированные люди, которые думают о защите своей семьи. А сумма, которую каждый из них готов инвестировать в эту защиту, зависит от их дохода. Среди наших клиентов есть и топ-менеджеры, и врачи, и учителя.
О Налоговом кодексе
- Дайте прогноз, как повлияет на рынок страхования принятие Налогового кодекса.
- Как уже отмечалось, рынок финансов, и рынок страхования в этом не исключение, тесно связан с экономическими процессами в стране. В последние годы государством много было сделано для того, чтобы часть личных сбережений граждан вывести из тени и заставить работать легально. Хотелось бы верить, что сегодняшнее правительство сделает все для того, чтобы закрепить и усилить эту политику. Рынок лайфового страхования имеет присущую ему долгосрочность, что выгодно как государству в области привлечения длинных инвестиционных денег, так и гражданам в области обеспечения своего будущего. Поэтому необходимо осуществлять взвешенные и продуманные действия в этом направлении и тесно работать с лайфовым сектором в области принятия каких бы то ни было новых законодательных актов, т.к. непродуманные действия могут достаточно сильно подорвать развивающийся рынок лайфа в нашей стране.
Если все перечисленные принципы будут соблюдены, то мы не заставим себя долго ждать и уже в ближайший год увидим достаточно весомые позитивные результаты этого рынка.
О менеджменте
- С чем связано изменение в руководстве компанией «Граве Украина»?
- Уход одного менеджера и приход на его место другого - это обычный рабочий процесс, который присущ каждой компании. Тем более что меня нельзя назвать новым человеком, в «Граве Украина» я проработала уже 10 лет и хорошо знаю ее изнутри. Рабочие процессы у нас регулируются общими правилами концерна, в том числе и в Украине. Поэтому не существует каких бы то ни было рисков, что в деятельности компании пойдет что-то не так. Мы достаточно тесно работаем со специалистами из Австрии и координируем с ними все наши действия, а основные стратегические решения у нас всегда принимаются коллегиально.
«Граве Украина» по-прежнему является одной из самых важных дочерних компаний концерна, а рынок остается одним из самых интересных. Тесно работая с нашими австрийскими коллегами, могу сказать, что у них совершенно другое отношение к кризису и к происходящему. За свой почти 200-летний опыт работы концерн пережил уже не одно экономическое колебание. Австрийцы не эмоционально относятся к экономически нестабильным временам, а более прагматично, что в свою очередь позволило очень хорошо укрепить концерн. Недавно ассоциацией финансового рынка Австрии был проведен опрос среди клиентов, и наша материнская компания получила награду в номинации Recommended Awards как компания, наиболее ориентированная на клиента. При опросе клиентов, пользующихся финансовыми услугами, GRAWE стала победителем в номинации как чаще всего рекомендуемая страховая компания. В этом конкурсе мы занимаем лидирующие позиции уже четвертый год.
О партнерах
- Еще один вопрос хотелось бы задать о компании «Евролайф Украина», которая является вашим основным партнером. Слышал, что там тоже произошли кадровые изменения.
- Как вы отметили, компания «Евролайф Украина» является стратегическим партнером «Граве Украина». На сегодняшний день только «Евролайф Украина» зарекомендовала себя как наиболее успешная компания в области продаж лайфовых продуктов. «Евролайф Украина» не раз отмечалась страховщиками различными наградами за свой весомый вклад в развитие страхового бизнеса в Украине.
В компании «Евролайф Украина» действительно произошли некоторые кадровые изменения. Сегодня country manager компании назначен Патрик Кольб, который достаточно долго работает в этом бизнесе в Австрии и досконально знает его специфику. Сегодняшние задачи для него не новые, он пришел не получать опыт, а скорее как опытный руководитель внедрить новые направления в развитие и рост компании. И я уверена, что компания только выиграет от этого назначения.
О продуктах
- Расскажите, как в новых условиях вы собираетесь конкурировать с банками?
- Думаю, что вы не найдете в стране ни одного банка, который заключит с вами долгосрочный договор с фиксированной ставкой. Каждый депозитный договор содержит пункт о пересмотре ставки. Мы же не гарантируем высокую доходность, но платим не меньше той доходности, которая определена законом. Более того, из-за того что прибыль компании распределяется между страхователями, то доходность наших клиентов оказывается гораздо выше гарантированной законом.
- Но некоторые клиенты предпочитают открыть отдельно депозит и купить полис рискового страхования. В чем преимущество вашего продукта перед такой парой?
- Договор рискового страхования, как правило, не предусматривает выплат на случай естественной смерти. Наши же договоры предусматривают выплаты и в этом случае. Кроме того, деньги из банка сразу не заберешь, нужно прождать полгода, оформить наследство, которое в дальнейшем распределяется. А у нас страхователь может назначить конкретного наследника-выгодоприобретателя, который получит деньги сразу после его смерти. В нашей компании клиент получает выплату в течение 14 дней после представления всех необходимых документов.
- Планируете ли вы вводить новые продукты?
- Естественно, компания имеет свои планы по введению новых продуктов. Уже введены несколько новых программ, которые ранее мы не предлагали. Наиболее востребованной программой нашей компании является «Граве классик», предусматривающая страхование сразу двух лиц. Ее предпочитают семейные пары, ведь в случае наступления непредвиденных событий с одним из застрахованных семья получает удвоенную выплату страховой суммы.
Лицензия ГКФ услуг Украины серия АВ №158656 от 01.09.2006 г.a