Большие и малые магазины ведут уверенное наступление на рынки и базары и медленно отвоевывают покупателей. «Комсомолка» выясняла, так ли уж безнадежно положение рынков и где на самом деле выгоднее покупать продукты.
УКРАИНЦЫ ДЕЛАЮТ ВЫБОР
Редкий человек может о себе сказать, что он совершает покупки исключительно в супермаркете или же ходит за продуктами только на рынок.
- Если такая личность и найдется, то можно с уверенностью говорить, что она крайне устойчива в своих предпочтениях. И дело тут не в преимуществах магазина или рынка как такового, а в том, что такой человек точно знает, что лучше, и неукоснительно это исполняет. Можно сказать, он - счастливчик! - убеждена психолог Виктория Егорова.
Однако большинство украинцев такими счастливчиками не являются и потому продолжают метаться между базарами и магазинами. Как показал опрос, проведенный в конце прошлого года маркетинговой компанией Research&Branding Group, более половины украинцев (51%) покупают продукты питания на рынках, 45% пользуются услугами небольших магазинов и гастрономов, в гипер- и супермаркеты ходит каждый третий респондент, а 6% опрошенных и вовсе привыкли совершать покупки в ларьках и киосках.
С этими данными категорически не соглашается директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка:
- В последние годы украинские потребители массово переходят в цивилизованную розницу. По нашим данным, на магазины приходится около 62% всей розничной торговли, и, соответственно, на рынки, включая бабушек-пенсионерок и ларьки, - около 38%.
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КОНКРЕТНОГО ТОВАРА
На уик-энд в супермаркетах не протолкнуться: парковки забиты машинами, что называется, под завязку. Однако и на рынке людей ничуть не меньше, тем более в преддверии майских праздников. Возможно, эксперты несколько погорячились, говоря о том, что украинцы массово делают выбор в пользу магазинов? Тем более что есть продукты, которые даже самый ярый сторонник «цивилизованной розницы» предпочитает покупать на рынке.
- Такой продукт, как картофель, действительно около 90% украинцев покупают на рынке, - соглашается Наливка. - Но в то же время так называемый борщевой набор и свежая зелень в последнее время очень удачно перешли в ритейл. Основными преимуществами супермаркета в этом случае стали мелкая фасовка, хороший товарный вид и, как ни странно, цена. На рынке на ту же самую свежую зелень устанавливают запредельные цены.
ГРИВНЫ НА ВЕТЕР
Наши эксперты утверждают, что рынки не исчезнут, а займут свои ниши: «удобная торговля», «торговля фруктами и овощами с грядки», «свежее мясо» и т. д. С другой стороны, с тем же самым «свежим мясом» не все так однозначно.
- Психологически многим покупателям гораздо комфортнее покупать мясо в магазине, - считает Наливка. - Большинство продавцов на рынке работают без перчаток, да и их спецодежду можно назвать белой лишь условно. В этом смысле аккуратно упакованный кусок мяса в супермаркете выглядит гораздо привлекательнее. Немаловажное значение имеет и мелкая фасовка дорогих продуктов.
Справедливости ради отметим, что и в супермаркетах не все так радужно - в противном случае рыночная торговля бы просто вымерла! Начнем с известного факта: ненужные товары и, в частности, продукты люди чаще всего покупают именно в супермаркетах. Еще бы, ведь на благо больших и малых магазинов работает высокое искусство мерчандайзинга, главное правило которого гласит: товары нужно разложить так, чтобы потребитель покупал самое вредное и ненужное, потому что полезное и нужное он разыщет сам!
- Ситуация, когда приходишь домой и понимаешь, что потратил 500 грн., а есть нечего, наверное, знакома каждому. Многочисленные исследования показывают, что покупатель, не найдя в магазине нужного ему товара, легко переключается на другой, - говорит независимый эксперт в сфере розничной торговли Андрей Куценко.
ВРЕМЯ ИЛИ ДЕНЬГИ?
- Супермаркеты подходят тем, у кого денег больше, чем свободного времени, а базары - тем, у кого наоборот, - подытожила Егорова. - Предпочтения покупателей определяются спецификой обслуживания. Удобная парковка, возможность купить все в одном помещении, отсутствие толкучки и неразберихи привлекают достаточно обеспеченных, но занятых людей. На базаре все с точностью до наоборот: толчея и неразбериха, каждый продукт приходится выбирать в отдельном месте, да еще и желательно знать, где именно этот продукт лучше и дешевле, а еще потолкаться с народом, намотать не одну сотню метров в процессе покупок.
Словом, несмотря на заявления экспертов о том, что цивилизованная розница в дальнейшем будет только укреплять свои позиции и станет доминирующим видом торговли продуктами питания, психологи убеждены: рынки украинцам будут нужны всегда. Дело ведь не только в возможности купить необходимый товар, но и в сопутствующей этому процессу атмосфере. Где еще можно с удовольствием выбрать, попробовать, поделиться опытом, поторговаться? Ведь любая покупка - это не только приобретенный товар, но и общение на самых разных уровнях, которого современным людям очень не хватает…
B ТЕМУ
Где дешевле
Действительно, цены на продукты - это то, что интересует беднеющих не по дням, а по часам украинцев в первую очередь. Традиционно рынок считается более «экономным» местом покупки. Однако «Комсомолка» привыкла все проверять самостоятельно. И потому, зажав в руке список из семи вполне обычных продуктов, которые можно легко найти как на базаре, так и в магазине, мы отправились сравнивать цены.
Оказалось, что большинство продуктов на рынке действительно можно купить несколько дешевле, чем в супермаркете. А учитывая, что на базарах принято торговаться, экономия выходит еще более существенной.