С помощью наших заграничных корреспондентов мы сравним цены на продукты и товары длительного пользования у нас и за бугром. Начать мы решили с главного - с еды! Наши зарубежные собкоры узнавали среднюю стоимость продуктов в местных сетевых маркетах, и мы сравнили их с ценами в столице.
НЬЮ-ЙОРК ДЕШЕВЛЕ КИЕВА
Как ни печально, Украина продолжает ставить рекорды по дороговизне. С начала года цены у нас выросли более чем на 8%. А в Европе инфляция составила в среднем 2%. Некоторые продукты в Старом Свете даже дешевели. Только Белоруссия и Россия по росту цен могут сравниться с нами.
Что любопытно, чуть ли не самые низкие цены на продукты - на родине кризиса, в США (подробнее см. таблицу). Килограмм той же картошки в Нью-Йорке стоит дешевле, чем в Киеве, а зарплаты там как минимум в 10 раз выше наших.
РИМ ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ СУПЕРМАРКЕТОВ
Заглянем в Италию. С июня прошлого года по нынешний, по данным итальянского института статистики, продукты на Апеннинском полуострове подорожали на 3%. По сравнению с Украиной - просто ерунда. Особенно если учесть, что украинец сейчас получает в среднем 2000 грн. А итальянец в пересчете на наши деньги - около 12000 грн. (Кстати, это одна из самых низких зарплат в Европе!) При этом итальянцы не меньше нас возмущаются дороговизной. Особенно на хлеб и макаронные изделия. Как известно, тарелка пасты - главное блюдо за итальянским столом. Только мировой кризис здесь ни при чем. Виной всему - беспрецедентный в истории рост мировой цены на пшеницу.
Процент прибыли от продаж в римских супермаркетах сильно варьируется - от 5 до 20%. Но, как и в Украине, это не единственное посредническое звено. Национальный союз потребителей Италии утверждает, что, прежде чем оказаться на столе, местные фрукты и овощи прибавляют в цене порой на 200% и более. Как же это похоже на Украину!
Поэтому в Италии, скорее всего, нашли способ, как победить продуктовую инфляцию. Местные фермеры решили доставлять свои продукты сразу на стол итальянцам, минуя сетевые магазины. Уже перестали быть редкостью Farm market - небольшие спонтанные рынки, куда фермеры из ближайшей провинции привозят свежие продукты. Прямо как у нас сезонные продуктовые ярмарки. Еще одно решение - разъездные магазины. Их уже около 700 по всей стране. Работает система просто. Жители городского квартала договариваются с фермерами из ближайших хозяйств о поставках. Раз в неделю приезжает фура со свежими овощами-фруктами, молоком и мясом, и каждый получает свой заказ. В результате рачительный итальянец экономит от 20 до 50% по сравнению с такими же закупками в супермаркете.
«НАМ ДЕНЕГ ХВАТАЕТ»
Один из городов, переплюнувших Киев по дороговизне продуктов, - это Париж. И, между прочим, на высокие парижские цены повлиял вовсе не кризис. Просто парижане - гурманы, и, хотя скаредность французов вошла в поговорки, на еде они не экономят.
- Если бы наш «Карфур» (сетевой продуктовый супермаркет. - Ред.) стал сейчас задирать цены, ассоциация потребителей среагировала бы мгновенно, начались бы волнения, я бы сам первый вышел на улицу, - говорит чернокожий житель Парижа Робен Малуда. - На еду нам пока хватает. Да и у нас никто не кидает пластиковую карточку или наличные на кассу, не глядя на цену, как это делают жители бывшего СССР.
До волнений в Париже действительно вряд ли дойдет. Здесь действует довольно жесткий закон о торговле. И антимонопольная служба не дремлет. Если сетевики сговорятся, их тут же закроют.
ПРОДАЖИ «ДЛЯ СВОИХ»
В Стокгольме цены в магазинах поднялись немного больше, чем в других европейских столицах. Но это потому, что шведская крона (как и многие другие валюты) с начала кризиса сильно упала по отношению к евро. Однако в пересчете на «общеевропейские» деньги подорожания практически не произошло. Но стокгольмцы смотрят на цены и стонут: надбавки к зарплате не успевают за инфляцией.
Несмотря на сильную монополию производителей (например, почти все молочные продукты выпускает компания «Арла»), цены довольно ровные - ведь у торговых сетей есть возможность отказаться от дорогих молока, масла и кефира, начав закупать их, скажем, в соседних Финляндии или Дании.
|
Еще один нюанс - продажи «для своих». Раз в неделю в почтовый ящик кидают что-то вроде купонов. По «талонам» можно приобрести в ближайшем магазине определенные товары с большой скидкой.
ЗА ЕДОЙ - В БЕЛГРАД
Но выгоднее всего столоваться в Белграде. По сравнению с киевскими ценами овощи и фрукты там намного дешевле. Экономическая ассоциация Сербии провела анализ цен на 28 основных продуктов питания в восьми крупнейших городах Балканского региона. Оказалось, что в Белграде цены неуклонно снижаются аж с мая прошлого года. Молоко подешевело на 40%, хлеб на 15%. Да и средняя зарплата в Сербии выше, чем у украинцев. В пересчете на наши деньги - почти 4 тысячи гривен.
ЧТО В КИЕВЕ ДЕШЕВЛЕ
Будем откровенны, после резкого роста курса доллара и евро, если считать в валютном эквиваленте, цены в украинских магазинах по сравнению с европейскими супермаркетами снизились. Но в гривнах они все равно растут. Большинство из нас получают зарплату в национальной валюте и поэтому в полной мере ощущают рост цен на своем семейном бюджете.
За полгода, по официальным данным Госкомстата, сахар подорожал на 36%, картофель на 25,8, безалкогольные напитки на 19,8%. Единственное, что дешевеет, - это молоко, молочные продукты и яйца. Эксперты говорят, что это сезонные явления.
Хотя справедливости ради отметим, что в Киеве самые дешевые хлеб, подсолнечное масло и сахар среди всех исследуемых нами городов. Зато белорусское молоко стоит в два раза меньше, чем у нас, а шведская свинина в полтора раза дешевле нашей.
Продолжение читайте в следующих номерах «КП»
КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА
Во всем виноваты национальные особенности ведения бизнеса
- В том, что растут цены на отечественные продукты питания в то время, как наблюдается снижение потребления, виноваты несколько факторов, - уверен директор консалтинговой компании ААА Сергей Наливка. - Во-первых, это национальные особенности ведения бизнеса. Тогда как средняя маржа европейского производителя продуктов питания составляет 12%, то в Украине эта цифра составляет около 60%. Во-вторых, свою роль играет недавнее увлечение валютными кредитами, которые сегодня нужно отдавать уже по новому высокому курсу. Кроме того, наши производители привыкли к определенному уровню жизни. В цивилизованном мире принято брать большими объемами продаж при небольшой рентабельности. У нас же, как и в России, не обращают внимания на объемы - главное, чтобы выручка была на определенном уровне.
Некоторые компании и хотели бы снизить цены, уменьшив рентабельность, и выйти на большие объемы, но им не дают это сделать банки-кредиторы. Несмотря на то что многие из них имеют иностранные материнские структуры, они требуют показать определенный объем выручки. В отличие от западных финучреждений наши банки не хотят работать на перспективу и смотреть хотя бы на несколько лет вперед. Думаю, что после окончания кризиса этот фактор сыграет против них, ведь клиенты будут лояльно относиться лишь к тем финучреждениям, которые оставались лояльны к ним в трудные времена.
Чтобы в стране что-то изменилось, нужно больше интегрироваться в мировую экономику, несколько лет прожить по правилам ВТО, не занимаясь защитой национального производителя административными методами, как это любят делать у нас. Думаю, что через два года те банки, которые переживут кризис, изменят отношение к заемщикам и пересмотрят свои взгляды. Тогда и производителям, в том числе продуктов питания, будет проще.