Загрузить еще

Не заставляйте малыша учиться писать. Этому научат в школе!

Не заставляйте малыша учиться писать. Этому научат в школе!
Фото: Развивающие игры - самое главное при подготовке к школе.

Дочка моей знакомой так любит ходить в садик и так обожает развивающие занятия, что ждет не дождется, когда же ее наконец отведут в школу. А все потому, что ни дома, ни в садике никто не мучает ее чтением, письмом, счетом, никто не загружает трудными уроками и не отбивает таким образом желания учиться. В этом и заключается подготовка к школе - развивать, но не загружать.

ЕСЛИ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД…

Раньше детский сад был местом, где дети ели, спали, гуляли и играли, пока родители на работе, а сейчас дошкольные учреждения переходят на уровень образовательно-воспитательный. Теперь здесь занимаются подготовкой малышей к обучению.

Образовательные чиновники мечтают, чтобы школа стала приятным продолжением детского сада. Вернее, чтобы детский сад передавал подготовленных малышей школе. В общем, чтобы дошкольные учреждения и школы были заодно.

КАК ГОТОВЯТ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ?

Воспитатели занимаются с малышами, но не учат их писать-читать, а только развивают навыки, которые помогут деткам стать общительными, научиться правильно говорить и выражать свои мысли, воспринимать информацию, владеть карандашом и ручкой, пластилином и красками. На занятиях в садике ребята садятся за столики и рисуют, клеят аппликации, лепят из пластилина, учат стишки. А это самая лучшая подготовка к школе! Малыш лепит - развивается мелкая моторика пальчиков, учит стишки - развиваются речь и память, рисует - развивается воображение, раскрашивает контуры - работает над координацией.

В детском саду малыши учатся самостоятельно одеваться, ходить в туалет, умываться, есть. А все это очень пригодится во взрослой жизни первоклассника.

ЕСЛИ СИДИТ С МАМОЙ, БАБУШКОЙ ИЛИ НЯНЕЙ

Некоторые мамы, чьи детки не ходят в садик, волнуются: а как же ребенок научится общаться со сверстниками? Как станет взрослым, если все внимание всегда сосредоточено на нем и ему постоянно помогают и подают бабушки и няни?

Домашнего малыша можно прекрасно подготовить к первому классу и вообще к обучению и без детского сада. Вариантов несколько:

- Группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях. Вы приводите ребенка в садик всего на 3 - 4 часа. Здесь он занимается - рисует, лепит, поет и т. д. И это очень важно - общается со сверстниками. Если ваш сын или дочка ходят в такие группы, можете не волноваться, школа не будет для них сюрпризом.

- Платные развивающие занятия. Здесь малыша тоже ждут песни, танцы, гимнастика, рукоделие и рисование.

- Подготовительные группы при школах. Обычно платные.

ЧТОБЫ БЫЛ МОРАЛЬНО ГОТОВ

Как понять, что ребенку пора в школу? Моей дочери 3 года, с утра она надевает рюкзак-собачку, складывает туда фломастеры, сушки, плюшевого кота и отправляется в школу. Очень ей хочется в школу. Это же не значит, что она готова к первому классу! Нет, готовность к школе - это и физиологическое, и психологическое понятие, и только в самую последнюю очередь - его навыки (умение писать, читать).

У ребенка должны быть развиты внимание, мелкая моторика, речь - и тогда он быстро освоит и процесс письма, чтения, счета, и будет успешен. А еще он должен быть самостоятельным - одеваться, кушать.

Психологи рекомендуют: перед тем как записывать сына или дочку в первый класс, посоветуйтесь со специалистами. Только психолог объяснит вам, к чему готов ребенок, чего он боится, что может напугать его в первом классе.

В ШЕСТЬ ИЛИ В ВОСЕМЬ?

Официальный возраст приема в школу - с 6 лет. В семь, раньше или позже - решать родителям. Бывает, что шестилетка хочет учиться, дома ему скучно, он развит достаточно. В этом случае можно отдать и раньше, все будет нормально! А если дошкольник еще маленький, всего боится, держится за мамину юбку - посоветуйтесь с психологом и не торопитесь! Во главу угла надо ставить здоровье ребенка и его психическое спокойствие. Если малыш не готов, у него еще нет познавательного интереса, а его сажают за парту, ребенок вряд ли будет успешен. Вместо радости школа вызовет только негативные эмоции. Да и общего языка с одноклассниками он может не найти.

ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОСЫ «ПОЧЕМУ»!

Всех родителей интересует: чем мы сами можем помочь ребенку? Что должны делать дома мама или бабушка, чтобы будущий первоклашка чувствовал уверенность в своих силах? Психологи говорят: общайтесь с детьми! Любите их! Будьте рядом! Это самое главное. Проводите с детками время. И не важно, сколько времени вы проведете вместе, важно - как! Разговаривайте, играйте, читайте вслух, отвечайте на миллион вопросов.

Если не можете ответить прямо сейчас, вернитесь к вопросу потом. Это нужно для формирования самооценки ребенка, а значит, и для его будущей успешности. Никогда не говорите ребенку: отстань, я устал! Если дети приходят к вам со своими разговорами и со своими проблемами, нельзя им отказывать в общении.

А что же касается учебы, не торопитесь, просто побольше рисуйте, лепите, учите отдельные буквы и цифры.

Школьные учителя жалуются: родители слишком активно готовят ребенка к школе - учат писать, читать, считать, причем учат так, как сами пишут и читают. А в школе ведь своя система обучения малышей. Дети приходят в первый класс, и им приходится заново осваивать обучение. Так что не спешите учить деток. Тем более не факт, что ребенок, который читает и пишет в 4 года, которого загрузили изучением двух языков в раннем детстве, будет успешен в школе и в дальнейшей учебе.

ВАЖНО

До 90-х годов в школах при приеме в первый класс практиковалось собеседование - с ребенком разговаривали будущий учитель, директор или завуч, спрашивали, какие буквы он знает, просили почитать, посчитать.

Сейчас никакие собеседования не проводятся. То есть побеседовать с ребенком и с его родителями могут, чтобы понять уровень развития, но требовать от будущего первоклашки, чтобы он читал, писал и считал, не имеют права!