Несмотря на все преимущества, банковские карточки могут доставлять и неприятности.
Мы не единожды писали, что пластиковые карты - это один из самых удобных финансовых инструментов. Но, как известно, любая медаль имеет и обратную сторону. Ради нашей же безопасности банки могут ограничивать выдачу денег, тем самым оставив клиента «на голодном пайке».
Крупные суммы - только через кассу
Если вы планируете сделать серьезную покупку и снять со своего счета крупную сумму, то постарайтесь это сделать хотя бы за день до похода в магазин. Дело в том, что на всех карточках установлены ограничения - по числу транзакций, по количеству операций в банкомате или объему снимаемой наличности.
Например, ежедневные лимиты снятия средств зависят от типа карты и каждым банком устанавливаются по-своему, но чаще всего для карт Cirrus Maestro (Visa Electron) ограничиваются суммой в 5000 грн., Mastercard Standard (Visa Classic) - 10 000 грн., Mastercard Cold (Visa Gold) - 20 000 грн. Некоторые банки практикуют установление лимитов в пределах 1000-1500 грн. на разовое снятие, если клиент использует банкомат «чужого» банка.
Чтобы снять большую сумму, приходится брать паспорт, идентификационный код и идти в кассу. Но не забудьте предварительно позвонить в службу поддержки банка и увеличить лимит. Причем если вы забыли секретное слово, то никто вам не поможет. Придется ехать в отделение, где оформлена ваша карта.
Лучше реже, но больше
Еще одна неприятность для клиентов - это ограничение по количеству операций за один день, в том числе и через торговую сеть. Некоторые банки разрешают провести три покупки или три снятия денег в банкомате в день. После этого для получения наличных придется звонить в банк и снова называть кодовое слово. Кстати, звонить лучше со стационарного телефона, так как звонки с мобильных чаще всего платные, а соединение с оператором в крупных банках может занять до 10 минут.
Счет могут заблокировать, если часто будут сниматься небольшие суммы. Это может быть принято платежной системой банка как «подозрительная активность по карточному счету». В таком случае банк перестраховывается и может самостоятельно изменить размер лимита по карточке, изъять карточку или заблокировать счет клиента.
Перед поездкой позвоните в банк
Если вы собираетесь за границу и намерены пользоваться карточкой там, то позвоните в банк и предупредите. Потому что ради безопасности клиентов банки могут снизить ежедневный лимит снятия средств. Дело в том, что некоторые преступники предпочитают совершать транзакции по украденным картам за границей.
Особенно неприятно остаться без доступа к счету в некоторых странах Азии, где не работают мобильные телефоны стандарта GSM. Представьте себе ситуацию, когда ваша карта заблокирована, а позвонить в банк вы не можете. Придется идти в отель и звонить в Украину со стационарного телефона.
Прожорливый банкомат
Еще одной неприятностью может стать неисправность банкомата. Мы описывали случай (см. «КП» за 27.06.2007), когда клиент, лишившись карточки, отправился в отделение заявить об этом, а в это время банкомат все-таки «выплюнул» ее. Пока происходило общение с сотрудниками банка, мошенники совершили покупку в магазине бытовой техники.
В этом случае можно лишь дать совет - сразу звоните с мобильного в службу поддержки и блокируйте карту.
КСТАТИ
Теория и практика
Как говорят сами банкиры, процедура по разблокировке карты может занять от нескольких минут до несколько часов. Теоретически, после блокирования счета, сотрудники банка должны сами связаться с клиентом и выяснить, что произошло на самом деле - была ли украдена карта или ее владелец стоит посреди магазина с глупым выражением лица. Но на практике клиенты самостоятельно дозваниваются в банк и решают свои проблемы.