21 ноября
Загрузить еще

Лохматая обезьяна против индийских властей: за что хвалят и критикуют фильм «Манкимэн»

Лохматая обезьяна против индийских властей: за что хвалят и критикуют фильм «Манкимэн»
Фото: кадр из фильма

Британский актер Дев Патель, которого мы знаем как исполнителя главных ролей в «Милионер из трущоб», « Зеленый рыцарь », «Дэвид Коперфилд», решил снять свой собственный фильм – попытку вернуть уважение к жанру боевика и заодно привлечь внимание к индийской культуре и традициям.

И хотя режиссерский дебют Дева Пателя только ленивый не назвал «Джоном Уиком из Мумбаи», и сходство в некоторых сценах действительно поразительное, на самом деле «Манкимэн» – далеко не такой прямолинейный, как кажется на первый взгляд.

Сюжет прост. Главный герой – парень без имени, зарабатывает, работая подставным на боях без правил в трущобах Мумбаи. И пусть он проигрывает один бой за другим, он тренируется, набираясь опыта ради своей цели: отомстить тем, кто убил его мать и сжег родную деревню, чтобы захватить тамошние земли. На ринге он выступает в маске обезьяны – как воспоминание о боге-обезьяне Ханумане, о котором любила рассказывать ему мама.

Парню удается устроиться официантом в ночном клубе, где отдыхают самые влиятельные люди страны, в том числе и виновники уничтожения села. И стремление отомстить за своих родных превращается в фильме в отмщение за всех отверженных и обиженных земляков.

Те, кто уже посмотрели картину, критикуют ее за рваный и часто непонятный монтаж, неотработанные боевые сцены (по сравнению с тем же «Джоном Уиком»), эпилептическое мигание камеры, но все это можно объяснить, во-первых, неопытностью Дева Пателя-режиссера, а во-вторых – смотри следующий пункт.

Поражения на ринге закалили главного героя, так что через некоторое время он стал побеждать. Кадр из фильма

Поражения на ринге закалили главного героя, так что через некоторое время он стал побеждать. Кадр из фильма

Фильм тяжелой судьбы и пример настойчивости

Это режиссерский дебют Дева Пателя, который он задумал еще 12 лет назад. Сценарий писал лет 8, вдохновляясь корейскими триллерами о мести и в оригинальными боевиками (да, франшизой о Джоне Уике также – в фильме его упоминают прямым текстом). Наконец в 2020-м начались съемки, но из-за пандемии все пошло не так. Первыми от работы отказались оператор и художник-постановщик. Из-за ковидных ограничений не приглашали посторонних – массовку играли свои (от бухгалтеров до гримеров). Денег на оборудование не хватало – снимали и на мобильный, и GoPro. Разбитый во время съемок реквизит – затем склеивали и т.п.

Красавицы-девушки, развлекающие гостей в дорогом ночном клубе, на самом деле тоже обездолены и нуждаются в защите. Кадр из фильма

Красавицы-девушки, развлекающие гостей в дорогом ночном клубе, на самом деле тоже обездолены и нуждаются в защите. Кадр из фильма

Затем режиссер, он же исполнитель главной роли, сломал руку, но вынужден был и дальше выполнять боевые сцены.

Даже странно, что в таких условиях фильм вообще удалось закончить. И еще сделать его таким маштабным!

И вишенка на торте. Когда фильм был уже снят, выкупивший на него права Netflix отказался показывать, мол, там негативно показаны индийские (вымышленные!) политики, что может негативно повлиять на индийский зрительский рынок. Но, наконец, благодаря поддержке режиссера Джордана Пила («Ловушка», «Мы»), фильм попал в прокат.

Среди бедных, но искренних людей главный герой может быть счастлив и понять, кто он на самом деле. Кадр из фильма

Среди бедных, но искренних людей главный герой может быть счастлив и понять, кто он на самом деле. Кадр из фильма

Узнать больше о жизни и традициях Индии

Понять картину будет гораздо легче, если знаешь, что происходит в Индии. Это не боливудские песни и пляски – Патель пытался передать острую политическую ситуацию. Здесь тебе роскошный ночной клуб, где чиновники тратят кучу денег, а через дорогу – трущобы, где местная беднота спит на картонках прямо посреди улицы, а дети ради заработка с детства становятся на путь криминала.

С одной стороны – регулярные притеснения бедноты, иноверцев (мусульман и христиан) и так называемых каст неприкасаемых – речь идет не только о лишении прав или имущества, но и о том, что убийства таковых могут оставаться безнаказанными, власть закрывает на это глаза. Одна из таких каст неприкасаемых – хижра, представители которой называют себя «третьим полом», выступит на стороне главного героя и будет помогать ему в борьбе за справедливость.

Хижры могут быть и воинственными. Кадр из фильма

Хижры могут быть и воинственными. Кадр из фильма

С другой стороны, Патель показывает коррумпированных полицейских, поддерживающих преступных политиков, а также духовных «гуру», использующих свое влияния для промывки мозгов миллионам, чтобы заставить голосовать на выборах за нужных людей.

Собственно, из-за сходства баллотируемого на выборах продажного политика-националиста с премьером Индии Нарендрой Моди, лидером Индийской народной партии, Netflix и побоялся показывать «Манкимэна» на стриминге.

Также фильм требует базовых знаний о древнеиндийских мифах. В частности о вышеупомянутом Ханумане, боге-обезьяне, когда-то съевшем Солнце, перепутав его с манго. Поэтому другие боги прокляли его, заставив забыть о магических силах. И Хануман долго не помнил, кто он такой, пока кто-то из могущественных воинов не напомнил, что у него чрезвычайные способности. Подобно герою мифов, главный герой фильма тоже не знал, кто он на самом деле, пока не почувствовал в себе силы отомстить коррупционерам, наживающихся на ксенофобии и расизме.

Финальная сцена не зря разыгрывается на фоне картины, где Хануман вступает в бой с разъяренными демонами.

Финальное сражение. На фреске - Хануман воюет с проклявшими его демонами. Кадр из фильма

Финальное сражение. На фреске - Хануман воюет с проклявшими его демонами. Кадр из фильма

Возвращение боевиков 80-90-х

Не Джон Уик, а видеосалоны 80-х – первое, что приходит в голову тем, чье детство пришлось на ту эпоху. Справедливый и отверженный герой, обретающий в себе силы и мужество восстать против власть имущих. Быстрый темп повествования, напоминающий о периоде расцвета гонконгских боевиков 1980-1990-х, нет, знаете ли, этого громоздкого супергероизма, заполонившего наши экраны.

Главный герой вызывает сочувствие именно тем, что он простой человек, без каких-либо магических суперспособностей. А его желание не просто отомстить ворам, а заодно и помочь бедным – заслуживает уважения.

Да, здесь, конечно, будет много пафоса (а как иначе в таком жанре?), но он ловко разбавляется остроумными шутками и смешными ситуациями. Драматургия картины четкая и понятная – есть черное, а есть белое, не нужно разбираться в нюансах. Батальные сцены, конечно, сильно не дотягивают до дорогих голливудских, но тоже очень яркие (и сам Дев Патель, занимающийся боевыми искусствами, – просто в идеальной форме), а по кровавости многие сцены напоминают франшизу о «Праведнике», которую так любят зрители.

А высокий темп и национальный колорит делают картину одновременно и познавательной, и не скучной – некогда, знаете, заскучать, на экране все время что-то происходит, и из-за того же рваного монтажа боишься пропустить что-то важное. И очень интересная подборка саундтреков.

Очевидно, так считают многие, ведь фильм имеет неплохие рейтинги – 7,2 из 10 на IMDb и какие-то невероятные 88% «свежести» на Rotten Tomatoes.

Подводя итог, можно сказать, что первая попытка Дева Пателя как режиссера вполне приемлема, и потенциал у него есть. Просто не идите на фильм с завышенными ожиданиями.