В последний день лета в украинском прокате стартовал «Праведник-3. Последняя глава» – классический боевик, продолжение «Праведника» (2014) и «Праведника-2» (2018 года). Почему стоит идти на этот фильм и за что его так любят зрители, выясняла KP.UA
Если бы «Праведника» (в другом переводе также "Великий уравнитель") снимали у нас, то лозунгом этого фильма можно было бы взять расхожее выражение «Добро победит зло, поставит на колени и жестоко убьет». Это, собственно, идея, сюжет и краткое изложение всех трех частей франшизы – и то, за что ее так любят. Ну и еще за строгий фирменный взгляд Дензела Вашингтона, его холодные и невозмутимые предупреждения о том, что сейчас вас, мерзавцы, убьют. За 16 секунд или 9, неважно, главное – мгновенно и максимально жестоко. И тогда хорошие люди снова заживут своей хорошей жизнью.
Во всех трех частях «Праведника» режиссера Антуана Фукуа (впрочем, как и в других его фильмах) нет полутонов, нет этих интеллигентских соплей вроде «каждая жизнь важна» или «не лезь в чужие дела». Все четко черно-белое: есть хорошие люди, есть плохие. Плохие получают крохотный шанс на исправление, но, конечно, в силу своей злодейской натуры не исправляются – и умирают в духе «собаке - собачья смерть».
Интересные диалоги, глубокие неоднозначные характеры, рефлексия, катарсисы, неожиданные повороты сюжета или хотя бы торжество закона? Забудьте! Это конкретное мужское кино, с конкретными банальными и короткими фразами и без всяких сантиментов. Главный герой – мститель со сверхъестественным спокойствием и стальным нравственным компасом, он делает то, что не может или не хочет делать закон. И он дает зрителю веру в то, что есть, кто-то, кто молниеносно преодолеет многолетнее зло, не тратя времени на долгие суды и разборки.
Главный негодяй фильма – мафиози Винченцо – хочет держать в рабском повиновении весь город. Кадр из фильма
Если вы не смотрели первые две части, это ничего. «Праведник-3. Последняя глава» вполне самостоятельный фильм, хоть немного и связанный с предыдущими, но совершенно некритично для восприятия.
Итак, экс-офицер военной разведки Роберт Маккол (Дензел Вашингтон), поначалу хотел просто спокойно жить на пенсии, но столкнувшись с несправедливостью, был вынужден, несмотря на обещание покойной жене, снова встать в защиту отверженных.
На этот раз каким-то странным образом судьба занесла его на Сицилию, в маленький городок Альтамонте. Раненый после разгрома очередных негодяев, Маккол на горном серпантине теряет за рулем сознание, и местный карабинер доставляет его местному врачу. А тот – добрая душа – даже не интересуется, кто этот американец, чего у него в спине пуля, только спрашивает: «Ты хороший человек или плохой?». После чего оставляет у себя жить.
Да и весь городок полон хорошых и дружелюбных людей, честных и трудолюбивых – карабинер с милой женой и очаровательной дочерью, старый мудрый врач, доброжелательные владельцы кофейни и рыбной лавки. Старинная архитектура, живописные средиземноморские пейзажи, вкусная еда и приятные собеседники – самый настоящий рай. Маккол охотно провел бы здесь остаток своей жизни, но есть раковая опухоль, отравляющая все вокруг. Сицилийская мафия – каморра – занимается рэкетом: тех, кто ослушается – жестоко наказывает, тех, кто пытается как-то противостоять – не менее жестоко убивает. Главный местный мафиози Винченцо и его брат Марко держат в страхе и рабской покорности весь Альтамонте. Кажется, они и их головорезы получают удовольствие, когда издеваются над этими милыми людьми.
Маккол не выдерживает, когда от мафии страдают его новые друзья. Своим фирменным тихим, но в то же время стальным голосом он просит бандитов оставить жителей Альтамонте в покое, а иначе пусть готовятся. Мафиози только посмеялись над угрозами старого американца. Так что Маккол вынужден восстанавливать справедливость так, как он это умеет.
А параллельно сливает информацию молоденькой агентке ЦРУ (Дакота Фаннинг) об огромном объеме наркотиков, деньги от которых уходят в поддержку террористов.
Как мы уже говорили, Антуан Фукуа – известен как режиссер криминальных триллеров и боевиков. Но он начинал, снимая клипы для знаменитых певцов. И вот у «Праведника-3» есть крутой видеоряд, который выглядит как рекламный туристический ролик о Сицилии.
Пролет над скальной архитектурой Альтамонте, виды Неаполя из птичьего полета, крупные планы стертых за сотни лет лестницы, старинных домов и роскошной природы. Камера выхватывает то кровавые слезы Девы Марии, то безразличные к чужому горю взгляды древнеримских и древнегреческих статуй.
Да что там – камера передает даже теплый итальянский вечер с соленым освежающим морским бризом, теплыми светлячками гирлянд. Небольшие кафе со столиками прямо на улице или уютные семейные ресторанчики – так и ощущаешь аромат кофе, вина, даже спагетти!
И я вам скажу, почему это удалось так искусно. Впервые за трилогию оператором фильма стал трехкратный обладатель "Оскара" Роберт Ричардсон. Это он снял пять картин для Квентина Тарантино, в его наследии красивейшие «Властелин времени», «Есть молиться любить», «Авиатор» и т.д. Вместе с Фукуа ему удалось сделать визуально привлекательными как сцены насилия (когда убивают, воткнув дуло пистолета в глаза, – это трудно изобразить красиво, но Ричардсон смог), так и мирную жизнь и пейзажи. И кажется как Ричардсон добавил щепотку тарантиновского флера в «Праведника».
Итак, если вы хотите увидеть красиво воплощенное жестокое торжество добра над жестоким злом (а это нам сейчас всем нужно), то «Праведник-3. Последняя глава» – именно то, что нужно.
Страна: США
Оригинальное название: The Equalizer 3
Жанр: криминальный экшн
Режиссер: Антуан Фукуа (франшиза «Праведник», «Тренировочный день»)
В ролях: Дензел Вашингтон (франшиза «Праведник»), Дакота Фаннинг («Война миров»), Ремо Джироне («Спрут»), Андреа Додеро, Андреа Скардузио, Эудженио Мастрандреа («Вкус к жизни»), Дэвид Денман («Мэйр из Исттауна»), Гайя Скоделларо.
Продолжительность: 02:00