Ансамбль песни и танца Вооруженных сил Украины выступал и выступает со всеми нашими топовыми артистами. И не только. К примеру, симфонический оркестр играл с Эннио Морриконе, когда всемирно известный композитор и дирижер впервые приезжал в Киев. Интересно, что Морриконе тогда отказывался ехать в Украину, поэтому его выступление здесь – заслуга Ансамбля ВСУ.
О подробностях из жизни коллектива в интервью Коротко про рассказал художественный руководитель и главный дирижер Заслуженного академического Ансамбля песни и танца Вооруженных сил Украины Дмитрий Антонюк.
- Дмитрий Жанович, слушать ваш симфонический оркестр – это наслаждение. Сколько нужно репетиций, чтобы добиться такой слаженности и мастерства?
- Не могу назвать количество репетиций, потому что это нарабатывается годами. Оркестровый музыкант должен закончить не только музыкальную школу, музыкальное училище, консерваторию, но и быть именно оркестровым, ансамблевым музыкантом. Человек должен чувствовать баланс, уметь слушать и слышать соседа. То же самое можно сказать и о балетной труппе, и о хоровой, ведь ансамбль включает в себя симфонический оркестр, хор и хореографическую группу.
Это искусство взаимоуважения, очень чувствительного отношения к своему партнеру, соседу, который сидит в оркестре, поет или танцует. Одним словом – ансамбль. Это понимание того, что делает твой сосед, что ты должен сделать, чтобы помочь ему, а он - тебе, и в результате получилось то, что мы называем слаженностью, сыгранностью, станцеванностью.
Художественным руководителем и главным дирижером ансамбля я стал 22 года назад. И первое - поставил себе цель создать ансамбль, который будет уметь делать все.
– Достигли своей цели?
– Мои люди в оркестре могут играть любую музыку. И академическую, и народную, и современную – от барокко до джаз-рока, скажем так.
У нас коллектив, который «і чужому навчається, і свого не цурається». Мы сохраняем наше культурное наследие. В репертуаре балета ансамбля народные танцы, танцы народов мира и композиции в современном стиле, такие как танго, контемпорари, свинг. То есть наш балет танцует все.
Оркестр играл большие классические программы. Из Lady Opera, народной артисткой Ольгой Чубаревой - самые выдающиеся арии Пуччини, Верди. Были проекты с солистами «Ла Скала». Был проект из Эннио Морриконе, когда он впервые приезжал в Киев. Помню, как мне поставили задачу собрать сто человек оркестра за считанные дни.
– Не растерялись тогда?
- Мне позвонили из Санкт-Петербурга и говорят: «Дмитрий Жанович, маэстро Морриконе не хочет ехать в Украину, потому что ему кажется, что это не будет на высоком уровне. Но нам сказали, если к вам обратиться, вы сможете собрать мощный коллектив». И мы собрали такой коллектив. Перед концертом было всего три репетиции и Морриконе был очень доволен. Человек известен во всем мире. Мы очень гордимся, что выступали под руководством всемирно известного маэстро.
У нас большой опыт. Недавно были концерты с Евгением Хмарой. До этого у нас был тур по Украине с группой «Скай». Мы играли все юбилейные концерты с Олегом Скрипкой и «ВВ». Выступали с группами «ТіК», Mad Heads, Тарасом Петриненко. И все это совершенно разная музыка. 20 апреля у нас концерт с Михаилом Хомой и Александром Пономаревым. А когда стили и характер музыки меняются еженедельно, это, правда, очень сложно.
– Кстати, мне очень нравится, что делают вместе Михаил Хома и Александр Пономарев. У Михаила очень мощный голос. Помню, когда он впервые исполнил Гимн Украины, все ахнули, потому что не думали, что он так может, это уже не Дзидзьо.
– Михаил супер поет. На этом концерте он будет петь, насколько я знаю, «Боже великий, єдиний…», «Стоїть гора високая», «Там, де Ятрань круто в'ється», «Марічка». Но несколько его шутливых композиций тоже будут – «Я і Сара», «Василина». Будут дуэты, и квартеты, как вы уже понимаете, это песни «Чому?», «Миліша». Интересный концерт. Саша написал недавно песню «Нічка», это будет премьера. Потихоньку готовимся, кое-что доделываем с аранжировками.
– Вы сами аранжировки пишете?
– Конечно. С Михаилом Хомой это будет первый наш концерт, поэтому сейчас для него делаются аранжировки. В совместных мероприятиях он участвовал, поэтому кое-что у него уже есть, а кое-что делается впервые. Работы очень много.
Дмитрий Антонюк руководит Ансамблем песни и танца Вооруженных сил Украины 22 года. Фото: предоставлено Дмитрием Антонюком
– Артистов в свой коллектив как выбираете?
– У нас есть репутация. И музыканты оркестра, и артисты балета, и хористы знают, что здесь интересно, что здесь непрерывно ищется что-то новое, что ты не просиживаешь свое время. Может, кому-то интересно играть одну музыку. Есть камерные оркестры, которые играют исключительно музыку барокко, например. И так всю жизнь. У нас по-другому.
У нас есть возможность экспериментировать, играть и свинг, и соул, и фанк, и классику. Сложнее всего, конечно, это оперные арии. С итальянцами наши солисты пели партии, которые в Украине теноры побаиваются брать. Например, арию «Плач Федерико» из оперы Франческо Чилеа «Арлезианка» или арию Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини. Это сложные произведения.
Поэтому к нам идут люди. Мы не берем музыканта, если он просто хорошо играет. Он должен иметь оркестровый опыт и уметь играть в оркестре. Ибо люди, которые чрезмерно самовыражаются, никогда в оркестре не приживутся. Таким желаю сольной карьеры. В коллективе нужно иметь уважение к своему инструменту, к себе и людям. Речь не о том, чтобы играть хуже кого-то, а о том, чтобы не выпячивать себя.
И люди у нас держатся, текучки нет. У меня нет вакансий уже много лет. Это нужно, чтобы что-то такое произошло… Как сейчас у нас война. Поэтому несколько девушек, у которых маленькие дети, выехали за границу. Но на их место тут же пришли не хуже.
– Вы когда-то говорили, что к вам всегда стоит очередь.
– Да. У меня, например, была вакантная должность в хоре. Было 12 человек на место. Мы взяли солиста Киевской оперетты Сергея Черного. Прекрасный тенор.
– А как решаете для себя, с кем из артистов выступать? Это личные вкусы – нравится, не нравится?
– Мы наблюдаем. Это рынок, и мы понимаем, что есть группы первого эшелона, так сказать, которые пользуются спросом у зрителя. Смотрим на музыкантов, которые пишут свои песни, не перепевают.
Например, группа «ТіК». Если Виктор Бронюк собирает Дворец «Украина» или Дворец спорта, то это означет, что у него есть свой зритель, свой поклонник и свой оригинальный репертуар. Он несколько гротескный, смешной, сельский поп, я бы сказал. Но после его концерта выходишь в хорошем настроении, с улыбкой. А это то, что нужно сегодня зрителю.
«ВВ» – это уже, скажем так, ветераны нашей сцены. Сколько мы с ними работаем, залы битком набиты, поклонников – море. Для нас это признак того, что они нужны людям. Поэтому почему бы нам не украсить хором, оркестром выступления артистов, которые нужны людям!
У группы «Скай» тоже хорошие песни, есть и легкие, и танцевальные, и очень лирические, и очень пронзительные. Поэтому, когда мне предложили сделать проект с симфоническим оркестром и хором, я согласился. И убедился, что не ошибся. Мы проехали по Украине – и повсюду переполненные залы, иногда было и по два концерта в день. А это подтверждение того, что их любят, уважают, к ним приходят.
Готовим проект с Лілу45. Она тоже пишет свои песни. Я не очень проникся ее творчеством. Но мы играли концерт с группой «Скрябин», это был концерт памяти Кузьмы Скрябина, и она пела одну из его песен с нами. Сейчас делаем аранжировки и к концу мая у нас с ней запланирован концерт. Попробуем. Это уже самое молодое поколение, посмотрим, как будет. Но люди из ее команды говорят, что потенциал очень велик, что она собирает тысячные залы и молодежь просто пищит.
- Лілу45, «ВВ», «ТіК»… Все такие разные, но вы подхватываете, и молодежного не боитесь, миксируете. Прикольно, когда вы ввязываетесь в такие истории, в хорошем смысле.
– Я в хорошем смысле, может, и авантюрист (улыбается). Я экспериментирую всю жизнь. Иногда мне говорят, что, возможно, где-то не наш формат. Но я все-таки добиваюсь того, что все звучит так, как должно звучать в оперном театре.
Все, что делается, все – ради зрителя, слушателя. Сейчас главное – поддержать наших людей, дать им веру в то, что даже в самые сложные времена мы вместе. По крайней мере, люди выходят и говорят, что они на полтора или два часа забывали, что за окнами война. Благодарят, что идут вдохновенными и с верой в то, что все в Украине будет хорошо. Благодарят, что творчество не стоит на месте, что мы посреди этого вселенского горя все-таки находим в себе силы сказать, что жизнь продолжается.
– Вы вспомнили о девушках, которые остались за границей. А среди парней есть мобилизованные?
– Нет. Все они – служащие Вооруженных сил. В военкоматы их вызывают, но пока все они на месте.
С апреля 2014 мы постоянно бываем с концертами у военных. С тех пор это сотни, сотни, сотни концертов в военных госпиталях, в учебных центрах, в центрах реабилитации. На первую линию нас никто не пускает, но мы проводим концерты там, куда можно добраться. Конечно, это не сто человек, а небольшой коллектив, где-то до 30 человек, чтобы поместиться в один автобус. Дело в том, что ты на один концерт не поедешь. Так что если едем, то это дней 5-7. Поэтому состав должен быть мобильным, чтобы нам где-то организовали ночлег, что-нибудь поесть.
Мы даже взяли шефство над центром реабилитации в Черниговской области, там ротация идет каждые 2-3 недели. И почти каждый месяц мы едем туда, чтобы поддержать военных.
Гастроли все отменились, хотя были приглашения, но в связи с войной это довольно сложно. Да и здесь мы нужнее. Сейчас, например, делаем очень большой проект «Від колиски до звитяги». Его подписал еще Валерий Залужный. Это военно-патриотическое воспитание наших школьников и студентов.
– Интересно, и как вы воспитываете молодежь?
- Мы ездим по всем школам, высшим учебным заведениям Киева и проводим некий урок истории. Ведущий рассказывает о коллективе, интересные историии с фронта. И, конечно, поем с детьми песни об Украине, о любви к земле, о вечных ценностях, песни, написанные в коллективе о нашем сегодняшнем дне. И все в восторге.
– А когда выступаете для военных, что чувствуете?
– Это лучшие встречи! Это встреча глаза в глаза. Они и подпевают, и идут танцевать с нашими девчонками. Затем общение, угощение. Даже в путь нам какие-то консервы упаковывают (смеется). Пытаются где-то в поле выскочить, чтобы цветов нарвать. Это незабываемо. Такие искренние, простые, человеческие концерты.
– Это другие эмоции, чем выступать перед гражданскими?
- Гражданские люди тоже в этом нуждаются, переживая то, что творится вокруг. Думаю, что мы много времени потеряли, мало говорили все между собой. В Советском Союзе идеологическая составляющая была поставлена на высокий уровень. А мы этот момент как-то пробуксовали и потеряли. А с детьми особенно об этом нужно говорить, причем говорить в интересной форме.
– Это вы о патриотическом воспитании?
– Да. Это не просто кричать «Украина» – и на этом все. А рассказывать в песенной, танцевальной форме, чтобы им нравилось, чтобы они двигались, чтобы они чувствовали тело. Тогда дети действительно выходят счастливыми, бегут рассказать родителям и ждут новой встречи.
Кстати, нас не пускали в Луганскую, Донецкую области. В Крым мы не могли поехать. Я задавал когда-то этот вопрос в Министерстве обороны. Там были басковы, киркоровы – кого только не было, и все из россии. А нам все время на просьбы организовать туда поездку говорили, что нет денег.
За все время только пару раз мы были в Меловом на фестивале, это поселок в Луганской области. Он наполовину украинский, наполовину русский – граница проходит прямо посреди поселка. Так вот, от нас Министерство культуры посылало туда человек до 30-ти, а из россии туда приезжали массы – кубанские казаки и кто только можно. Понимаете? А у нас не хватало денег.
Когда-то в Крыму был фестиваль «Звезды планеты». Мощно он начинался. Мы каждый год туда ездили. А потом все меньше, и меньше… Дошло до того, что от Украины на фестиваль приезжали всего три солиста. А Москва в Крым как пригоняла своих, так и пригоняет, и всех лучших. Таким образом мы много лет теряли идеологическую позицию, что Крым – это Украина.
Теперь нужно как-то догонять, и в первую очередь уделять внимание молодежи. У нас не хватало денег, чтобы украинские коллективы ездили в Крым, теперь нужно тратить гораздо больше, чтобы все это вернуть. Надо было просто не вылезать оттуда. И летом, и зимой, и осенью, и весной. И лучшие поп-группы наши должны были там быть, а не Басков с Киркоровым. Понимание пришло. Поздно, но пришло.
С апреля 2014 коллектив постоянно ездит с концертами к военным. Фото: предоставлено Дмитрием Антонюком
– Собственно, 10 апреля в Киеве будет большой концерт «Сили, озброєні танцем». Более ста артистов на сцене в составе лучших военных танцевальных ансамблей, в том числе и вашего, а также детских коллективов. Что это будет? Это пример того, о чем вы говорите, чтобы заинтересовать молодежь?
– Мы хотим сделать для киевлян праздник танца в исполнении ансамблей ВСУ, Нацгвардии, Государственной пограничной службы и детских ансамблей «Україна» і «Квіти України».
Хотим показать с помощью танца красоту и самобытность разных регионов Украины, будет и гопак, и аркан. Будут и шутливые постановки, чтобы немного разрадовать людей, подарить им радость от общения с нашей историей. Будут лирические, романтические, героические постановки. Программа очень разнообразная. Приглашаю всех.
- Дружите ли с кем-то из артистов? Можете кому-то запросто позвонить, поговорить?
– Да. Виталий Билоножко, котрый недавно от нас ушел, мог позвонить, и я ему. Просто так, чтобы поговорить. Иногда даже мог попросить, чтобы он в трубку спел «не повертайтесь на круги своя». Было и такое. С Пашей Зибровым дружим. Мы вместе учились в музыкальной школе им. Лысенко, с тех пор дружим. Можем позвонить друг другу запросто по любым вопросам. С Женей Хмарой и его семьей очень теплые отношения. Но очень близких друзей много не бывает. К сожалению, моих школьных друзей уже многих нет.
Всем, чем могу, помогаю. Стараюсь людей меньше беспокоить какими-то своими проблемами. Просто так позвонить и спросить как дела… У всех дела одни – вместе держаться и дожить до победы, чтобы спеть всем на самом важном концерте нашей жизни – на концерте Победы Украины. Думаю, у всех такая мечта.
Это будет концерт всей жизни для каждого из нас. Ведь никто не ожидал, что будет такая вселенская беда в Украине. Сколько мы встречаемся с Тарасом Петриненко, Павлом Зибровым, Виктором Павликом - все говорят только об одном: дай бог дождаться нам и дожить до этого светлого дня.
– Тараса Петриненко сейчас мало слышно.
– Он не очень тусовочный человек. Он из старой гвардии, олдскул, как говорится. Но у него есть концерты по Украине, ездит.
– Хорошо знать, что, когда наберешь номер телефона, тебя рады слышать.
– Это правда. Я понимаю, что у кого-то есть необходимость поделиться своими тревогами, чтобы кто-то выслушал или рассказать о своих сомнениях в чем-то. В таких вопросах мы всегда на связи. Круг друзей очень большой.
Но, как я уже говорил, очень близких много не бывает. Ты же не скажешь что-нибудь очень сокровенное просто приятелю. Это можно сказать жене, маме, папе, самым близким.
– Благодарю вас за разговор и хочу пожелать, как мы уже говорили, классных авантюр!
- Спасибо. Давайте оставаться молодыми, авантюристами, но чтобы эти авантюры были направлены на добро, на улыбку, на чувство легкости, защищенности, а не на то, когда человек пишет на кого-то донос, жалобу и тратит свое время и свою жизнь на такие дела. Но я считаю, что таких людей гораздо меньше, нежели нормальных, добрых, чистых и светлых. Несмотря на то, что происходит вокруг, мы должны выстоять и победить, потому что лучших больше.