4 ноября
Загрузить еще

"Неідеальний чоловік": любовь, одиночество и роботы

Фото: предоставлено Volga Ukraine

Традиционно старую деву (читай – сильную, независимую женщину) изображают с котиками, а не с роботами. Но 40-летняя профессор Берлинского университета Альма (Марен Эггерт) не такая. Для нее на первом месте научная работа – изучение поэзии в редчайшей шумерской клинописи, на втором – забота об отце с Альцгеймером. В работу она погружена с головой не только потому, что интересно – это еще и дает возможность забыть о том, что она даже более одинока, чем ее отец (у него есть хотя бы дочери), и о том, какая одинокая старость маячит на горизонте.

За спиной у Альмы традиционно неудачная и очень болезненная любовная история, напрочь отбившая желания строить новые отношения.

Именно из-за одиночества ее и выбрали для участия в эксперименте по созданию идеального партнера, которого проектируют, ориентируясь на вкусы клиента. Конечная цель – сделать такого робота, с которым клиент оставался бы счастливым до конца своих дней. А пока Альме нужно три недели жить с этим роботом-андроидом и дать оценку работе проектировщиков. Женщина пытается отказаться, но соблазняется на гонорар, который поможет ей в дальнейших исследованиях клинописи.

Первое знакомство с Томом (Дэн Стивенс) – статный брюнет с пронзительными голубыми глазами, очаровательными манерами, цитирует Рильке, с легкостью умножает многозначные числа и танцует румбу, как бог, но при этом шокирует шаблонными фразами "Твои глаза, как два горных озера, в которых я хотел бы утонуть". Раздражает это, конечно, страшно. Впрочем, разработчики обещают, что с каждым днем андроид будет все больше и больше настраиваться на вкусы и потребности клиента, пока клиентка не станет воистину счастливой…

Альма не верит и специально селит робота в отдельную комнату, надеясь как-то протянуть эти три недели и вернуться к своей привычной одинокой жизни в типовой многоэтажке. Но Том в своем запрограммированном желании подарить женщине счастье действительно меняется, превращаясь из раболепного и предсказуемого поклонника в эмоционального и тонко чувствующего партнера. И вот уже замкнутая и сдержанная профессор начинает испытывать к нему какие-то романтические чувства, ведь никто в этой жизни не понимал ее лучше, чем Том.

Проблема – и Альма это прекрасно осознает, что поведение Тома всего лишь подстройка под ее потребности, и что в спектакле под названием "Идеальный мужчина" она одновременно и режиссер, и актер, и зритель. А следовательно, эти отношения все то же одиночество, просто красиво замаскированное.  Выхода из ситуации всего два: отправить Тома на завод и вернуться к прежней жизни или убедить саму себя, что это и есть любовь.

К слову, сопротивляться обаянию Тома в исполнении Дэна Стивенса (Мэттью Кроули в телесериале "Аббатство Даунтон"), казалось бы, не может ни одна женщина. Но актриса Марен Эггерт (фильм "Эксперимент") таки сумела найти для своей героини силы прогнуть даже робота (спойлер – и не одного). Эггерт настолько мощно изобразила перемены Альмы: от сухаря-профессора до глубоко эмоциональной женщины пусть и с аналитическим умом, но, как и все люди, жаждущей настоящей любви, что получила на Берлинале "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль.

А еще это кино, радующее глаз красивой картинкой. Пастельные приглушенные цвета, воздушные, словно запутавшиеся в паутинке бабьего лета, виды Берлина, контрастирующее с социалистической застройкой города, умиротворяющее настроение природы. Все это превращает научно-фантастическую историю в трогательную и щемящую попытку избавиться от леденящего холода одиночества. А изрядная доля юмора помогает фильму не превратиться совсем уж в сиропную сказку о любви.

"Неідеальний чоловік", или в оригинале Ich bin dein Mensch (Я твой мужчина), на первый взгляд, выглядит, как обычная мелодраматическая комедия, возможно, даже с предсказуемым концом. И лишь имя режиссера – Мария Шрадер (номинировавшаяся на "Эмми" за сериал "Неортодоксальная") и то, что фильм, снятый по одноименному рассказу Эммы Браславски, был представлен на Берлинском фестивале, дает надежду на то, что фильм не так прост, как кажется. И то, что в голливудском варианте превратилось бы в обычную лав-стори, в немецком исполнении выглядит как легкий, но все же арт-хаус. И из банального ромкома с шаблонными шутками и нелепыми ситуациями картина перерастает в философский поиск ответа на вопрос: может ли счастье быть без страданий и лишений и не перестанет ли человек менять самого себя, если и так с легкостью сможет обрести то, что хочет? Или, может, отношения с новыми технологиями позволяет нам глубже понять себя самих и дать самим себе добро на избавление от душевных травм?

Со временем шаблонное поведение робота будет плавно и аккуратно подстраиваться под потребности Альмы. Фото: предоставлено Volga Ukraine

Жанр: романтическая комедия

Производство: Германия

Режиссер: Мария Шрадер

Авторы сценария: Ян Шомбург, Мария Шрадер, Эмма Браславски

В ролях: Марен Эггер, Дэн Стивенс, Сандра Хюллер, Ганс Лёв. Вольфганг Хюбш, Анника Мейер.

Длительность: 01:45

Рейтинг на IMDb: 7.2. На RottenTomatoes– 91% свежести.

Пастельные цвета картины создают умиротворяющее настроение. Фото: предоставлено Volga Ukraine

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Пороховой коктейль": когда библиотекарши вооружены и очень опасны

Новости по теме: Кинопремьеры Кино