Маленький вклад нашей редакции в популяризацию украинского стендапа - интервью с комиками. Одним из самых популярных в Украине является Макс Вышинский, над чьими шутками вы смеетесь в передачах "Студии Квартал 95". Он единственный из стендап-комиков, собравший Октябрский дворец. Его продюсированием занимается жена Лена, с которой я училась вместе в университете. Мы поговорили о семейном бизнесе, конкуренции и заработках украинских стендаперов.
- Твой муж Макс Вышинский - стендапер, а ты его продюсер. Как так получилось?
- Мы познакомились в период, когда я была ведущей в проекте "Sexstandup" - был у меня такой проект, а он там выступал как комик.
- Сразу понравились друг другу?
- Изначально мне не нравился юмор Макса. У него был очень длительный перерыв в стендапе, и когда мы познакомились, он только вернулся. На то время его шутки были немного позавчерашние - прости, Макс. А потом он начал расти, уходить от старых заезженных тем.
- Ты говорила Максу о том, что его шутки позавчерашние?
- Я не говорила, не вмешивалась. Артисты ранимые, они, скорее, тебя исключат из жизни, чем свое творчество (улыбается). Макс очень вырос личностно. Если я начинала встречаться с мальчиком, то сейчас замужем за мужчиной (смеется). Он окреп профессионально, его уже знают, узнают.
- Сейчас ты можешь себе позволить какие-то комментарии по поводу его шуток?
- Сейчас да. Мы уже давно вместе, я знаю, как подобрать слова. Просто сказать "эта шутка херня" - нет. Мои слова ранят больше, чем слова какого-то хейтера на Ютубе.
- А ты обижаешься на некоторые его шутки?
- Я не обижаюсь, а, наоборот, восхищаюсь некоторыми. А те, которыми не восхищаюсь, часто Макс отменяет до концерта (улыбается). Это зачастую шутки, которые неправдивы. Он их использует, как шутка ради шутки. Вот он давал интервью тебе, рассказывал, что жена царапает спину во время секса, а я этого не делаю. Но знакомые всегда оглядываются на меня.
- Но это же сцена, а он артист…
- Я понимаю, что это художественный домысел, однако за какие-то моменты я могу прицепиться. Но в целом у него полнейшая свобода в творчестве. Плюс Макс семейный стендап-комик, поэтому тема наших отношений доминирующая в его стендапе.
- То есть ты понимаешь, что все шутки будут ассоциировать с тобой, и все они проходят через этот фильтр?
- Ну да, мне хочется выстраивать объективный имидж. Макс иногда может добавить каких-то глупостей, рассказать о бывшей девушке, но говорить, что это якобы его жена, потому что зрителям не интересно слышать "моя бывшая". Им интереснее "вот сейчас моя жена делает вот это".
- И Макс спокойно убирает?
- Нет, мы ругаемся (смеется). Чаще всего он не убирает их сразу, а тестирует на концерте. И, к сожалению, зачастую прав он. Лишь один раз такое было, что мой прогноз сработал. Я сказала, что шутка не смешная - и людям она действительно не зашла.
- Многие уверены, что все комики дома тоже постоянно шутят. Но это ведь не так?
- Нет, дома это самый угрюмый и ворчливый человек. Не прям угрюмый, но дома Макс в разы серьезнее. Если на сцене он очень уверенный, то дома он позволяет себе ранимость.
- Невозможно 24 часа в сутки шутить.
- Если ты психически здоровый человек, то нет. На шумных застольях Макс, конечно, шутит, но дома он самый обычный человек.
- Репетирует монологи дома?
- Да. Иногда кажется, что он сошел с ума. Если идет в ванную, то оттуда постоянно слышу его голос с разными интонациями. Поначалу я думала, что он просто обсуждает что-то с собой, а потом оказалось, что репетирует.
|
- Как вы пришли к тому, что ты будешь заниматься его продюсированием?
- В какой-то момент встал выбор - или строить карьеру ведущей, или заниматься продюсированием. Я выбрала второе. Ну и все деньги в семью (смеется).
- У вас есть продюсерская компания. Кто за что в ней отвечает?
- Ключевые решения принимаю я, Макс отвечает за творческую часть - каких комиков мы зовем, как выглядит программа, элементы шоу. И в команде у нас есть наемный менеджер Кристина, она делает все (улыбается). Кристина, если ты это читаешь, ты золотой человек. И подрядчики - дизайнер, звукач. В постоянном составе у нас три человека - я, Макс и Кристина.
- По сути - это семейный бизнес.
- Да. И мы не хотим, чтобы туда кто-то входил. Это наше детище, мы его взращиваем. Иногда бывают соблазны - а давайте привлечем какого-то инвестора. Но тогда последнее слово будет за инвестором и наш проект потеряет свою душу.
- Есть концерты, которые выходят в минус для вас?
- В последнее время мы не рискуем делать большие концерты. А так да, были минуса, и были сюрпризы с залами. Однажды пришли на площадку, а там стоит аппаратура для симфонического оркестра. Арендаторы говорят: вы же можете встать сбоку и рассказывать стендап. Ребята, мы арендовали зал. Говорят, позовите дядю Колю, он расчистит зал. Мы зовем дядю Колю, платим сверху 1000 гривен, он выносит все. Сюрпризы бывают. Культуры аренды и уважения к организатором нет. Не вы, так придут другие.
- У вас есть скидки на билеты?
- Нет. Мы скидки не делаем, это политика нашего проекта, мы таким не занимаемся. Открываю секрет - зрители, которые купили билеты заранее по полной стоимости, будут чувствовать негатив к вам, и они больше не придут. Так делать нельзя.
- На каких условиях вы сотрудничаете с комиками?
- Предлагаем комику дату, он соглашается, получает гонорар.
- Вы их находите или комики находят вас?
- В Киеве комиков 20 от силы. Из них опытных, крутых, которые зайдут на любую публику, человек 10. Это такой тесный мир, что мы все друг друга знаем.
- 20 человек - это мало на такую индустрию. Есть вообще тогда смысл говорить о конкуренции?
- Ну вот есть 20 комиков, мы сотрудничаем с 7. Про конкуренцию… есть демпинг. Стендап сейчас набирает обороты, и каждый, мало-мальский человек, который считает себя комиком, пытается лезть в организацию. Вот меня не зовут – значит я организую сам. И вот так, косо-криво, что-то похожее на какую-то вечеринку организовывается. Демпинг - это когда люди делают со стендапа не бизнес-проект со стратегией, с пониманием аудитории, а "мы просто что-то попробуем, что-то заработаем, где-то выступим".
- Ты сейчас говоришь именно о конкуренции между организаторами стендапов?
- Зачастую комики и становятся организаторами. Комик делает сам себе концерт. Но мне кажется, что сложно совместить в одном человеке две эти грани. Поэтому зачастую это пара попыток - и проект сдувается.
- А между стендаперами?
- 5 лет назад в кругу стендаперов все были друзьями, все друг друга поддерживали. Сейчас, мне кажется, каждый сам за себя. Каждый стендапер - он единица.
- Когда ты раскручиваешь других комиков - это не идет в урон твоему мужу?
- Знаешь, на каждого комика есть свой определенный зритель. Мы приглашаем комиков, которые круто шутят, и они делают плюсики для нашего проекта. Мы сотрудничаем с удовольствием. Но большие концерты делать другим комикам на сегодняшний день я не вижу смысла.
- Ходишь на все концерты мужа?
- Если они на правом берегу, то да (улыбается).
|
- Студенты на стендапы не ходят?
- Мои только ходят. Я преподаю в университете курс продюсирования, который разработала на основе моей работы в стендапе. Если студент получает первый в рейтинге, то я дарю билеты на стендап.
- Что для тебя интереснее и что в приоритете - преподавание или продюсирование?
- Однозначно продюсирование. Я дорабатываю этот год и увольняюсь, потому что по стендапу очень много работы, планов, я себя в этом вижу больше. Я от этого получу больше удовольствия, больше денег, больше узнаваемости.
- Продюсирование - это больше про организацию или про творчество?
- Хороший вопрос. Наверное, два в одном. Если ты плохой менеджер, какой бы творческий ты ни был, у тебя успеха не будет. Надо уметь ставить четкие задачи, прописывать пошагово. А элементы творчества - это когда мы разрабатываем рекламную кампанию под концерт. Вот у нас сейчас новое шоу "Лезу с советами", и мы занимаемся его продвижением. Здесь уже творчество - как ты донесешь это людям, как снимешь ролики рекламные.
- Расскажи об этом шоу.
- Это комедийное импровизационное шоу - приходят зрители, и комик со сцены дает им советы. Все. Человек может сам поднять руку, озвучить проблему, и комики пошутят на эту тему, человек может выйти на сцену рассказать всем о своей проблеме.
- Это разные комики или это Макс +?
- Макс +. Наша ключевая задача - это продюсирование Макса.Формат шоу - он и приглашенный артист. Мы уже сделали пилотный выпуск, прошел просто шикарно. Я переживала, как зритель это воспримет, но прошло очень круто.
- Вы выкладываете запись концертов на Ютубе?
- Мы этим занимались по остаточному принципу. Что-то сняли, что-то выложили, проплатили, чтобы люди увидели, но нормально Ютуб-каналом мы не занимались. Уволюсь с универа, это будет еще одно направление, будем искать подрядчиков, которые раскрутят этот канал. Телевидение сейчас дало бы больше. И по ценнику в том числе. Если человек стал ведущим на телевидении, то цены на его билеты вырастают в 4 раза сразу же. Но наше телевидение пока стендап особо не ждет, поэтому будем развивать на Ютубе. Вот недавно выложили его часовой камерный сольник.
- Удивительно, что Ютубом толком никто из украинских стендаперов не занимается, хотя в России на этом миллионы зарабатывают.
- Я думаю, есть 2 причины. Первая - это дорого. Снять качественный концерт на Ютуб, сделать нарезку, вкинуть в продвижение - ты должен достать минимум 1000 долларов из своего кармана. Оно может пойти, а может и не пойти. А ролики, снятые на телефон и фотоаппарат, не катят, зритель уже становится требовательный, он хочет видеть красивую картинку. Вторая причина – комики в этом плане ленятся и ждут дядю, который скажет "снимай то, делай это и т.д.".
- Когда вы повышаете цены на стендапы Макса? Когда он становится более медийным?
- Наверное, да, спрос, медийность. В принципе Макса на улице уже узнают. Еще 3 года назад это была редкость. Однажды он выходил из туалета на Atlas Weekend, к нему подошла девочка: "Вы ж тот комик, который католик?" (отсылка к стендапу Макса. – Ред.). Сейчас, в принципе, люди узнают. Да, они не бегут за ним, чтобы сделать селфи. Но – "здравствуйте, я был на вашем концерте" присутствует.
- Что способствует популярности Максима?
- Регулярность выступлений.
- То есть не "ГудНайтШоу" и появления в телике?
- Нет. Телик повышает ценник на корпоратив. Если присылаешь заказчику видео с "Гуднайта", то стоишь в их глазах чуть дороже. Но на концерты люди приходят не поэтому. Задача Макса - влюбить в себя зрителя, он никогда не выступает на "аби було". Он выступает с одинаковой самоотдачей в зале на 5 и на 500 человек.
- Если брать 100% вашего дохода, что и сколько в процентном соотношении составляет?
- От периода зависит. Если брать декабрь, то, конечно же, это злачный месяц, там корпоративы, наверное, составили 80% дохода. А сейчас сложно, не могу ответить. У нас есть еще внесезонная услуга "стендап на заказ". Если у тебя день рождения, то комик придет и выступит со стендапом о тебе и твоей жизни.
- Кто заказывает стендаперов на корпоративы? Айтишники?
- Совершенно разные компании. И косметический бренд, и строительная компания, не только айтишники. И если раньше мы хватались за все корпоративы, то сейчас выбираем.
- Цена на корпоративы фиксированная?
- У нас есть "от". Есть минимум, дешевле мы работать не будем. Если со своим материалом, то блок 15 минут стоит 500 долларов. Если на заказ, то двойной гонорар.
- Заказчик просит о чем-то не шутить?
- Зачастую есть ограничения на нецензурную лексику и интимные темы. Мы по брифу проходимся, там есть пункты о табу и цензуре.
- Ты продюсер, Макс артист - как вы между собой финансовую прибыль делите?
- Мы делим на 3 кучки. Берем себе зарплату, которую каждый тратит на свои нужды, и у нас есть "общак" на проект, на крупные покупки.
- У вас разная зарплата?
- Нет, зарплата одинаковая. Мы понимаем, что у нас свободных денег есть столько-то, поделили пополам и раскидали.
|
- Какие ты видишь проблемы в стране, которые мешают стендаперам стать популярными?
- Мне кажется, у нас в стране для этого нет препятствий. Кто работает и старается, тот станет популярным. Просто многие сдулись, не получив быстрого результата, ушли в другие профессии.
- А то, что на телевидении нет стендапа, влияет?
- Конечно. Ценник вырастет и будет легче. Но мы и так приучаем аудиторию, что стендап - это круто. Это не шуточка под кальянчик, нет. Это концерт, крутой, продвинутый, интеллектуальный досуг. Я думаю, даже без телевидения мы сделаем то, что хотим сделать.
- Год назад я делала интервью с Максом и он говорил, что российские комики отбирают аудиторию. Сейчас это изменилось?
- Раньше так и было. Потому что если приезжает российский комик, то люди, которые ходят на стендап, а их было в Киеве 1000 человек, они всей тысячей пошли на него, потому что знают его по ТНТ и ютюбу. Сейчас аудитория стендапа в Украине больше. К примеру, 8 марта было 24 стендап-концерта только в Киеве и люди пошли как на приезжего Романова, так и на местного Макса Вышинского и на другие вечеринки украинских комиков.
- Стендап - это больше киевская история?
- Сердце стендапа, мне кажется, все-таки в Киеве. Мы пытались сделать тур по Украине, но организаторы на местах не дают никаких гарантий. Может, продадут, может, не продадут, может, заплатят, может, не заплатят, может, отменят концерт, может - нет.
- Пока не было концертов из-за локдауна, как выживали?
- На стендапе мы никак не зарабатывали. Было пару заказов на онлайн-корпоративы. Макс работает на телевидении, он пишет сценарии для проектов "Студии Квартал 95" и получает за это зарплату, а я получала свои деньжищи в университете.
- Как восприняли решение о последнем локдауне? Много концертов пришлось отменить?
- Расстроились, но за год привыкли работать в подвешенном состоянии. Мы перенесли 6 концертов. Спасибо зрителям, что относятся с пониманием.
- Можешь назвать своих любимых стендап-комиков, которых бы ты посоветовала тем, кто вообще не знаком с этим жанром?
- Настя Дерская, Никита Шевчук, Макс Коновал, Лера Манзюк, Наташа Гарипова, Бекир Мамедиев - это мой топ.
- Как насчет гендерной составляющей?
- У нас всего три девушки-комика. Девушки классно шутят, просто это те, кому хватило стойкости заниматься стендапом последние 5 лет. Это сложно, когда ты 5 лет пишешь, стараешься, шутишь – а жанр не особо взлетает. И вот только сейчас оно пошло. И раньше, мне кажется, сами стендаперы-парни недооценивали юмор девушек. Чё, будешь шутить про месячные, ха-ха-ха. И некоторые девочки от этой моральной давки переставали шутить. Например, Настя Дерская забила на критику и подколы и продолжала работать. Сейчас ни у кого не повернется язык сказать, что сейчас выйдет Настя про свои месячные шуток навалит. Все прекрасно знают, что на сцене професионалКа :)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ