Загрузить еще

Секреты социальных ток-шоу: как герои попадают в проект и что получают за откровения

Секреты социальных ток-шоу: как герои попадают в проект и что получают за откровения
Фото: Фото: Канал «Украина»

"Говорить Україна" 

Большинство историй на съемках не заканчиваются

Принцип выбора 

Многие люди обращаются на проект сами: у "Говорить Україна" есть горячая линия, которая работает круглосуточно. Также заявку можно оставить на сайте проекта. 

- Поскольку каждый день приходит огромное количество заявок, задача редакторов проекта - отсортировать их, - объясняет креативный продюсер проекта канала "Украина" Юлия Охрименко. - Ведь очень часто люди пишут о какой-то своей боли, но тема не глобальна, и мы не можем выпустить ее в эфир. 

Есть резонансные темы, которые трогают всю страну, и тогда журналисты сами связываются с героями, выясняют, что происходит, выезжают на места. Так что основные пути - личные заявки и резонансные события. 

- Что касается темы. Через частную историю мы должны рассказать о какой-то общей и глобальной проблеме. Например, о том, до чего может привести равнодушие, о том, до чего может привести то, когда люди не слышат друг друга, о каких-то человеческих пороках, - продолжает Охрименко. - Поэтому на старте мы сами задаем себе вопрос: о чем подумает зритель после того, как закончит смотреть программу? 

Потом строим выпуск драматургически. Любая история должна быть выстроена по законам драматургии: завязка, развязка, кульминация, интрига, главный вопрос. Но самое основное в шоу - это люди. Ты сколько угодно можешь рассчитывать на то, что герой скажет то и это, но люди всегда действуют так, как посчитают нужным. 

Обманывают ли люди?

- В студии всегда представлены две стороны конфликта, - говорит креативный продюсер. - Человек, может, даже и не сознательно, живет в своем мире. Поэтому, когда ты общаешься с одной стороной, а потом - с другой, понимаешь: правда всегда где-то посередине. Это и есть основной закон журналистики - общение с двумя сторонами, не доверяя поголовно ни одной, ни другой. 

Друзья и крестные

- После слово "стоп" на съемках большинство историй не заканчивается, - признается Охрименко. - Во-первых, редакторы и журналисты продолжают поддерживать связь с героями, узнают, как поменялась их жизнь. Иногда редакторы и герои становятся настоящими друзьями. Их приглашают стать крестными для детей, зовут замуж, просят редакторов стать их опекунами. 

Цена вопроса

- Мы никогда не платим героям деньги за участие. У человека должна быть четкая мотивация приехать. Если эта мотивация - деньги, тогда герой никогда не будет искренним, ведь для него не стоит вопрос жизни и смерти, - продолжает с нами беседу Охрименко. - Есть случаи, когда мы помогаем героям уже после записи передачи, например договариваемся, что кого-то где-то возьмут на лечение. Но никогда наша помощь не выражается деньгами. 

Кстати, девушки (разных возрастов) иногда ставили условие: "Не выйду в студию без профессионального грима и прически". Мы стараемся, чтобы герои в студии выглядели так же, как и в обычной жизни. Но для некоторых наших гостей появление в студии - это весомое событие в жизни, поэтому они хотят выглядеть самым лучшим образом. Недавно получили необычное условие: "Приеду в студию, если там будет Олег Винник".

Обидчика - в студию!

- Если у матери с дочерью конфликт, мы говорим прямо: "Ваша дочь к нам обратилась на программу, она хочет рассказать о том и том, и мы не можем вас не пригласить". Поверьте, если люди долго живут в затяжном конфликте, они приезжают, - рассказывает наш телеэкскурсовод. - Здесь еще срабатывает удивительный момент. Есть люди, которые уверены в своей безнаказанности. Они убеждены в том, что им никогда ничего ни за что не будет. Когда мы знаем, что, например, отец насиловал свою дочь, но он совершенно спокойно идет на детектор. Это самое удивительное! Он уверен, что легко обманет. Есть у людей такие черты, когда они, совершив что-то гнусное, сами же верят, что это неправда. 

 Срыв съемок

- Бывает, что истории срываются. Вроде бы герои едут, а потом раз - и убегают. По какой причине? Это - страх, момент осознания, что все тайное станет явным, - объясняет Охрименко. - Бывает, что не доезжают в Киев, так как решили свой конфликт. Чаще всего отказывается именно вторая сторона, то есть - обидчики. Но без второй точки зрения мы не можем снимать программу и не можем выдать материал в эфир. Иначе будет не полная картина. 

Люди едут в студию уже только потому, что там есть Алексей Суханов. Фото: Канал "Украина"

История в цифрах 

  • Камеры: 10 в студии и 1 - за кулисами. 

В среднем по времени 1 выпуск снимается 2 часа. Это только студийная запись. Работа над одной историей занимает 2-3 недели. В случае с резонансными историями - работа ведется круглосуточно в течение 2-3 дней. Бывает, что работа над программой может занимать от полугода до двух лет. Например, для одной программы, где родственники искали друг друга, группа около 8 месяцев потратила только на поиски одного из героев: изучали архивы, ездили по селам, искали по всем соцсетям. 

Была у нас также программа о девочке с опухолью на лице. Группа записала ее в 2016 году, и мы ждали, пока врачи смогут ее прооперировать, чтобы рассказать зрителям о том, как она изменилась в конце программы. Но операция все время откладывалась, поскольку после детальных обследований оказалось, что опухоль проросла в мозг. Было сделано около 8 операций, и, слава Богу, героине удалось помочь! И тут огромное спасибо хочется сказать всем тем специалистам, которые бесплатно помогают нашим героям.  

  • Над проектом работают 120 человек. 
  • У ведущего Алексея Суханова - 10 студийных костюмов. Подготовка ведущего с гримом и переодеванием занимает около 1,5 часа. 

Вопрос ребром

- Часто зрители склонны говорить, что на ток-шоу - постановки. Что ответите?

- Первый вопрос, который все задают: "У вас что - актеры?" (смеется). И когда слышат ответ "нет", задают второй: "А как тогда люди приезжают к вам в студию?" Я уже столько лет работаю на телевидении, но сама иногда удивляюсь, как редакторам это удается. 

Если бы у нас на протяжении 7 лет снимались актеры, то уже вся страна могла бы считать себя актерами. За 7 лет съемок у нас побывали около 15 тысяч героев! 

Мотивации для участия есть разные. Например, один человек ищет другого спустя 20 лет. И когда наши журналисты связываются и говорят, что человека кто-то ищет, он в глубине души догадывается - кто. И, естественно, он приезжает на программу, потому что это очень жизненный вопрос. 

Есть люди, у которых годами идет конфликт, они настолько уже измучены, что готовы приехать и попытаться расставить все точки над "і". 

Кто-то, кстати, едет, чтобы посмотреть на Лешу Суханова, и обращаются в передачу уже потому, что там есть их Леша. Зрители его очень любят. Многие уже готовы просто выехать за границы своего населенного пункта. Все люди абсолютно разные, поэтому и разные к ним подходы. 

"Касается каждого" 

Угрозы, помощь в дойке коров и песик в подарок 

Старт -  в 7 утра 

Рабочий день ведущего ток-шоу "Касается каждого" на канале "Интер" Андрея Данилевича начинается в 7 утра. Именно в такое время он появляется в павильоне на киностудии имени А. Довженко: Андрей сразу направляется в гримерку - это то самое место, где можно спокойно подготовиться к съемке, переодеться… А иногда и полежать на диванчике каких-то 10-15 минут, ведь ноги и спина - не железные. Несмотря на отличную физическую подготовку и занятия спортом, за 12-15 часов на ногах устает даже очень сильный и тренированный организм. За один съемочный день снимается четыре-пять программ. 

Форс-мажоры

На съемках такого сложного социального ток-шоу очень многое может пойти не по плану. Сориентироваться в том, что происходит за пределами съемочной площадки, ведущему помогает связь с передвижной телевизионной станцией (ПТС). В ПТС же видят все - там на экраны выведена картинка со всех камер, работающих в студии, и режиссер дает команды операторам и редакторам, которые следят за драматургией программы. 

- Когда я пришел в "Касается каждого", мне пришлось учиться работать в многокамерном пространстве. А это непросто, - признается Андрей Данилевич. - Например, надо постоянно держать в голове, в какой момент на какую камеру нужно повернуться. В этот же момент в студии кипят страсти, да еще и режиссер говорит: "Андрей, потяни время, мы пытаемся вывести видео, у нас техническая заминка". Плюс - важно не упустить нить того, что происходит в студии, слышать участников, которые между собой эмоционально разговаривают, вступают в спор и пытаются сами угомонить студию. 

Случается, что герой программы прямо посреди съемок выбегает из студии на эмоциях, и Данилевичу приходится прерывать съемку, лично идти к герою программы и успокаивать. Иногда человек его слышит и возвращается, чтобы продолжить разговор, иногда договориться невозможно, и программа идет дальше своим чередом.

Андрей Данилевич может легко найти общий язык с детьми. Фото: Интер

Шоковый случай 

В 2013 году во время съемок первой программы героиней "Касается каждого" стала Лиза Синельникова из Одессы. Девочка приехала ради того, чтобы попросить о помощи и спасти тяжелобольную маму. Андрей Данилевич, который не раз брал интервью у первых лиц страны, растерялся, когда 9-летняя Лиза расплакалась и отказалась выходить в кадр.

- Помню свой шок, я не понимал, что мне делать, мы ведь пишем программу в режиме прямого эфира, никаких дублей быть не может. Я не понимал, идти мне за кулисы или ждать в студии, - вспоминает Андрей. - Спасибо редакторам, которые работают за кулисами. Они смогли убедить Лизу выйти ко мне в студию.

Песик - в подарок! 

Для детей, которые приходят на передачу, команда ток-шоу старается подготовить какой-то особенный сюрприз. Например, герою программы "Вопреки диагнозу" Никите Авдасеву из Шостки (у парня - мышечная дистрофия Дюшенна) Андрей Данилевич подарил собаку, о которой парень давно мечтал. Все видели это по телевизору, но после завершения выпуска эта история не закончилась.

- Помню, какой тогда стресс мы пережили с коллегами! - рассказывает Катерина Куренкова, редактор "Касается каждого". - Редакторская группа в эйфории от того, что мы исполнили мечту мальчика, а тут… Звонит мама Никиты и в истерике кричит: "Собака умирает!  И все это - на глазах у ребенка!" Даже представить сложно, каким бы ударом стала для парня потеря собаки. Безусловно, мы бы чувствовали свою вину, поэтому подняли на уши всех ветеринаров Сумской области. Оказалось, что песик просто тяжело переносил переезд в другой город, и, к счастью, все обошлось.

Никите Авдасеву на проекте подарили собаку, о которой он так долго мечтал. Фото: Интер

Главные на проекте - женщины 

80% редакции программы - а их больше ста человек - женщины. Именно они проводят сложные расследования, ведут переговоры с представителями госорганов, несговорчивыми супругами и проблемными родителями. От их умения выслушать, понять и поддержать во многом зависит то, что потом происходит в студии. Приедут ли все стороны конфликта на программу? Решатся ли они выйти в студию? 

Кстати, встречают журналистов "Касается каждого" не всегда с распростертыми объятиями. Бывало так, что выходили на порог дома с вилами, а был случай, когда человек угрожал съемочной группе с пистолетом в руках. Бывает, попросту не верят, что "журналисты аж из Киева приехали". А одной журналистке пришлось помогать доить коров, чтобы родственница героини программы успела собраться и приехать на съемку. 

Уговоры уговорам - рознь

По словам креативного продюсера "Касается каждого" Леславы Соколовской, некоторые конфликты длятся годами, и помочь их решать может только третья сторона.  

- У нас была история "Любовь и голуби". Соседи 10 лет не могли найти подход к двум женщинам, которые превратили квартиру в голубятню. Там была антисанитария, полчища тараканов и кучи мусора прямо в комнатах. Мы выступаем в качестве посредника, который помогает людям услышать друг друга.

- Мы никого никогда не уговариваем приходить к нам в студию, - продолжает шеф-редактор проекта Наталия Деревянко. - Мы можем убедить, если это важно. Например, герой одной из программ 26 лет не видел свою старшую дочь, хотя все эти годы они жили на соседних улицах. Он боялся с ней поговорить, ведь был уверен, что окажется непонятым. И ему оказалось легче, как ни парадоксально это звучит, решиться на этот разговор в нашей студии, при свидетелях, при аудитории, которая поддержит его. Конечно, его дочь не горела желанием ни общаться с ним, ни приходить в нашу студию. Поэтому вот таких людей мы действительно убеждаем. Мы объяснили всю важность ее участия для отца. Ведь если они не встретятся сейчас, может быть, у нее никогда не будет возможности поговорить с ним, узнать, почему за 26 лет он не нашел в себе силы пройти пешком две минуты с одной улицы на другую. 

Новости по теме: Телевидение