На этой неделе в эфир канала "1+1" вышли первые четыре серии сериала "Сувенир из Одессы" (остальные восемь серий будут идти в течение следующих двух недель). Как вы уже наверняка знаете, история в фильме вращается вокруг золотого кулона, который обладает магическими свойствами. И этот загадочный сувенир существовал в реальности, хотя и выглядел иначе. Это был золотой гробик, в котором лежал золотой скелет, – единственный в своем роде шедевр ювелирного мастерства, сотворенный тем же Израилем Рухомовским. В свое время его действительно носил на шее глава одесских налетчиков Мишка Япончик, считая украшение талисманом. В фильме же кулон имеет форму футляра для скрипки, накотором выгравировано Уроборос - змею, пожирающую свой хвост, алхимический циркуль, альфу и омегу. Внутри футляра находится камертон в виде скрипки, который по легенде был создан для Паганини, которому так и не успели его подарить из-за смерти маэстро. Поэтому скрипочка была спрятана в так называемый гроб. Футляр из позолоченного серебра специально для сериала создал украинский ювелир Вячеслав Булковский. Ну а ювелирное изделие Рухомовского в 2013 году продали на аукционе Sotheby’s за 365 тысяч долларов.
Что еще осталось за кадром сериала, "КП" в Украине" разузнала у съемочной группы.
Съемки проходили в Киеве и Одессе. Интересно, что создатели картины отказались от павильонных съемок – все в этой картине снимали на натуре. Например, главные события в фильме разворачиваются в одесской гостинице "Лондонская", а легендарное кабаре "Монте-Карло" Мишки Япончика обосновалось в Малой опере в Киеве.
Чтобы перенести зрителя на 100 лет назад художнику-постановщику Александру Тетерину постоянно приходилось бороться с современностью.
- Чаще всего мы сражались с кондиционерами: то на их месте скворечник повесим, то плющ "посадим", - рассказывает Тетерин. - В Одессе нас от кондиционеров спасало белье, которое местные хозяйки так любят сушить между балконами в своих двориках. Чтобы скрыть автомобили, которые не могли убрать из кадра, мы пускали лошадь с телегой или ставили аутентичную полицейскую будку. Современные дорожные знаки приходилось по-хитрому скручивать, с разрешения полиции, конечно. Иногда даже спиливали болгаркой урны, и после съемочного процесса приваривали их обратно.
Нелегкими выдались и съемки на море: съемочному процессу то и дело активно препятствовали нудисты, которые норовили попасть в кадр.
Как-то под конец съемочного дня в Одессе упала лошадь. Все подумали, что она настолько устала, что буквально свалилась с ног, и уже стали волноваться по этому поводу. Но все оказалось намного прозаичнее. Лошадь, как настоящая актриса, была надрессирована так, что если ей упряжью сильно развернуть голову, она ложится на землю. И пока вся съемочная группа в панике пыталась высвободить ее из узды, хитрая красавица "очнулась" и стала спокойно есть бублики.
Сцены похорон – дело непростое, особенно для людей суеверных. Но чтобы в кадре похороны выглядели реалистично, актрис уговаривали лечь в гроб. Что ни сделаешь ради искусства! Правда, как и полагается по киношной традиции, на время съемок под подушку им прятали бутылку водки. Считается, что "беленькая", побывавшая в гробу, возьмет все несчастья на себя.