Эту картину и сегодня с удовольствием смотрят миллионы зрителей. В чем секрет успеха этого незатейливого сюжета? О том, как рождалось народное кино, рассказываем сегодня.
Сценарий "Девчат" (первоначальное название "Девушки") написал драматург Борис Бедный, до этого никак не проявивший себя. И потому сначала к его заявке отнеслись прохладно - в очереди стояли сценарии от именитых тружеников пера. Но очень быстро на "Мосфильме" заговорили о "забавной вещице на тему любви и ударного труда лесорубов". Режиссером будущего фильма назначили Юрия Чулюкина, который уже заявил о себе в комедийном жанре - записал в достижения блокбастер "Неподдающиеся" (1959 год). На главную женскую роль поварихи Тоси Кислициной он пробовал свою молодую жену Наталью Кустинскую ("Три плюс два").
- Да, Юра планировал меня в фильм "Девчата", но потом он объяснил мне, что Тося по сюжету пигалица, а я по внешним данным скорее похожу на роковую красавицу. Он решил снимать в главной роли Надежду Румянцеву. Я жутко на него из-за этого обиделась! - рассказала "КП" Кустинская (ушла из жизни 3 года назад).
|
На самом деле режиссер предложил жене взамен другую роль - красавицы Анфисы. Но Кустинская ответила: "Либо у меня главная роль, либо я вообще не буду сниматься", - и ушла с картины.
Анфису превосходно сыграла актриса Светлана Дружинина, ставшая впоследствии успешным кинорежиссером (сняла трилогию "Гардемарины...", киноэпопею "Тайны дворцовых переворотов" и др.). Мы расспросили ее о съемках.
"Подрежь ей ноги"
- Светлана Сергеевна, на ваш взгляд, "Девчата" сегодня современны? - спросила я Дружинину.
- Он вечен, как вечны все темы о любви и дружбе. Мы все тогда были комсомольцами, мы все ездили на целину, были распахнуты этим отношениям, пели песни, ходили вместе по ночной Москве и т. д. Это же 60-е годы, времена возрождения и надежды. И картина "Девчата" соответствовала настроению. Каждый актер, который получал сценарий, вносил туда свои предложения, как-то выстраивал для себя роль.
|
На съемки сцены со слезами, ночным раскаянием я пришла с маленькой косичкой и заплетенным в нее бантиком, Чулюкин удивился: "Что это ты такая, Свет?" Я говорю: "Она сегодня должна быть, как мокрая курица!"
А вот худсовет, который очень внимательно и пристально следил за картиной, на одном из просмотров материала вынес жестокое решение: убрать Дружинину с роли Анфисы и взять другую актрису! Дескать, потому что масса зрителей не поверит, что Рыбников, крепкий мужчина, ушел от такой Анфиски к маленькой Тоське. И организовали новые пробы на роль Анфисы (пробовалась Руфина Нифонтова). Предстояло переснимать эпизоды, в которых я уже сыграла… И тут известный серьезный режиссер Юлий Яковлевич Райзман (худрук этого фильма и наставник Юрия Чулюкина) сказал режиссеру: "Я тебя прошу, не меняй Дружинину, она хорошо все отыграла, просто убери все ее крупные планы, подрежь ее ноги, чтобы их не было видно". Так и сделали, меня достаточно крепко обкорнали, но оставили в этой роли.
|
- На "Мосфильме" хранятся фотопробы на главную мужскую роль Ильи - до Рыбникова пробовали актеров Евгения Урбанского, Вячеслава Шалевича. Вроде бы и Вячеслава Тихонова хотели пробовать.
- Нет, Тихонова точно не пробовали. Режиссер отдал предпочтение Володе Трещалову, который потом играл Лютого в "Неуловимых мстителях". И мы все были очень довольны этим выбором: Володя веселый, молодой, озорной, легкий. Но потом пришло распоряжение свыше: снимать Николая Рыбникова. Он к тому времени был достаточно известный, герой, снявшийся в "Высоте" с Инной Макаровой… Рыбников просто вломился в нашу компанию. Инна Макарова, которая имела опыт съемок с ним, сказала нам: "Ну, девочки, теперь держитесь!"
И действительно, приехал очень профессиональный, уверенный, сильный актер, который, конечно же, к Наде Румянцевой никак не мог пристроиться, потому что они совершенно не подходили друг другу. И он настоятельно попросил вместо меня снимать в роли Анфисы Аллу Ларионову, у них тогда создавалась семья, и он ее очень любил. Конечно, с коллективом у него были отношения сложные, с Надей Румянцевой особенно. Но роль в итоге получилась достойная.
|
Вместо снега - мел
Режиссер Чулюкин вспоминал, что часть съемок проходила на Северном Урале. Там снимали тайгу и леспромхоз: "Работать приходилось с семи утра до семи вечера на морозе, от которого не спасали ни ватники, ни унты. Мы разводили костры и каждый час устраивали перекур с обогревом.
- Кусочек зимы снимали весной, - рассказывает Дружинина. - Под "Мосфильмом" нашли овраг, там и делали финальные сцены. Засыпали весь овраг мелом и нафталином. Актерам было жарко в зимней одежде, но никто не жаловался. В фильм случайно попал кадр, когда наверху идет троллейбус…
Еще был случай. Когда шли съемки, в Советский Союз прибыл президент Индонезии Сукарно. Он захотел пообщаться с советскими актерами. Поскольку у себя на родине он строил коммунизм, отказать ему не смогли. Из Кремля позвонили на "Мосфильм", и там, не долго думая, отрядили к Сукарно актрис из "Девчат". Прямо со съемки, не дав переодеться, в валенках и тулупах запихнули в автобус и привезли в ресторан "Арагви". Среди всех присутствующих красиво одетых женщин Сукарно обратил внимание именно на нас. Мы так понравились ему, что он решил нас прихватить с собой. Обхватил меня за плечи, потянул к машине… Но парни из "девятки" нас оттеснили. А Сукарно все кричал: "Девчатки! Девчатки!" Это он запомнил по-русски…