В "Мистецьком арсенале" под кураторством кинокритика Андрея Алферова и музыканта Павла Гудимова открылась выставка "Тени забытых предков", посвященная культовому фильму Сергея Параджанова. Официальное открытие проекта было запланировано на 18.30, и к этому времени у входа столпилось несколько десятков человек. Во многом именно огромная толпа людей, фотографирующих, чихающих и вздыхающих, не дала полностью прочувствовать таинственный мир "Теней...". Сюда обязательно нужно прийти еще раз, когда никто не будет мешать смотреть, читать, слушать, чувствовать.
Накануне выставки Алферов в интервью "КП в Украине" рассказывал, что на создание проекта его натолкнула экскурсия по выставке в Парижской синематеке в рамках Дней украинского кино, посвященная именитым режиссерам. И возникла идея сделать что-то подобное с "Тенями..." - чтобы "сверкало, мигало, было много видео, проекций, звуков". И у организаторов это почти получилось.
|
Экспозиция поделена не девять тематических секций. Знакомство с проектом начинается с "Красного" зала и инсталляции "Реинкарнация" - посреди комнаты навалена огромная груда деревянных досок. Она должна вызывать у посетителей ассоциацию с первыми кадрами из фильма, когда брат Ивана погибает в лесу из-за упавшей сосны.
Зал "Авторы" знакомит нас с командой, которая работала над созданием фильма. Кстати, по словам Директора центра Довженко Ивана Козленко, организаторы хотели немного абстрагироваться от культа личности Параджанова и показать, что в создании картины есть заслуга и других людей - сценаристов, операторов, композиторов, что "Тени..." - это не только Параджанов.
- "Тени забытых предков" ассоциируют в основном только с Параджановым. Однако это было равнозначное соавторство разных людей, многие из них ныне забыты, - говорит Козленко.
Но абстрагироваться от Параджанова удалось едва ли, ведь в каждом зале - его записки, фотографии, цитаты, раскадровки, воспоминания его и о нем.
Отдельный зал посвящен музыке в ленте, которую написал Мирослав Скорик. Но даже в зале про музыку музыки не хватило. Живой, громкой. Звучали мелодии, созданные композитором Святославом Лунем специально для выставки, причем для каждого зала отдельно, но громкие разговоры заглушали эти мелодии. Днем на входе посетителей встречали музыканты с трембитами, но немногие успели их увидеть - музыканты быстро разошлись. Жаль, что мини-концерт не продолжился в залах "Арсенала".
Один из самых интересных - зал "Разговоры". Проекторы транслируют интервью как с актерами "Теней...", так и с простыми гуцулами, задействованными в эпизодах. Они вспоминают процесс съемок и работу с Параджановым. Сделать выставку мультимедийной у организаторов действительно получилось. Помимо интервью, можно увидеть эпизоды из фильма и слайд-шоу из фотографий.
|
Дольше всего останавливаешься в зале "Этнография". Именно здесь собраны костюмы актеров и реквизит, в том числе и деревянное ярмо, которое вешали на шею Ивану и Палагне на свадьбе. Кстати, этот обряд Параджанов выдумал, но гуцулы так ним прониклись, что проводят до сих пор и утверждают, что такой обряд был и что это легенда, пришедшая от горцев!
В какой-то момент в зале появляются злые духи в балахонах и масках. Кто-то сразу кидается их фотографировать, а кто-то с криками "Ой!" отходит подальше.
|
Зал "Pictoric" - новшество организаторов. Специально для него иллюстраторы создали комиксы, основанные на мифах, окутывающих фильм. В канун какого-то советского праздника лифтовую коробку в цирке напротив дома Параджанова закрыли огромным портретом Ленина. Ночью, когда лифт двигался, полотно просвечивалось и под ним легко можно было разглядеть силуэты людей. Режиссер позвонил в ЦК партии дежурному и сказал: "Вы что издеваетесь над своим вождем? Что вы устроили цирк с Лениным? Посмотрите, что творится у него в животе?".
|
Главная цель проекта, согласно задумке организаторов, посмотреть на фильм Параджанова под новым углом, переосмыслить опыт его создания. Выставка не расскажет вам ничего нового о сюжете фильма или его трактовке. Зато вы узнаете о художественных и технических решениях, сквозь призму которых в последствии лучше поймете и сюжет, и поведение героев, и немедленно захотите пересмотреть фильм. Проект не навязывает определенного видения картины, не вешает ярлыков. Последний зал "Лес" ставит троеточие в экспозиции, призывает нас самих поразмышлять, почему именно так, а не иначе, режиссер показал эту историю. В "Тенях..." главные герои Иван и Маричка даже ни разу не поцеловались, но их любовь и преданность друг другу ни на секунду не вызывает сомнения у зрителя. Раньше я не понимала, что фрагментарные, обрывистые кадры могущего леса, неразборчивые спиванки гуцулов, и даже похороны Ивана, сопровождаемые дикими танцами, как раз и воплощают эту любовь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Параджанов придумал обряд венчания, который гуцулы проводят до сих пор
Для всего мира история о гуцульских Ромео и Джульетте стала вершиной украинского поэтического кино. Эта картина повлияла на творчество таких киногениев, как Феллини, Антониони, Куросава… И вот в Киеве открывается уникальная выставка, рассказывающая об истории создания культового фильма. Один из кураторов проекта - известный кинокритик Андрей Алферов - рассказал "КП" в Украине" о малоизвестных фактах из жизни и творчества Параджанова и о том, почему их выставка похожа на "бочку с жидкостью".