Загрузить еще

Параджанов придумал обряд венчания, который гуцулы проводят до сих пор[фото, видео]

Параджанов придумал обряд венчания, который гуцулы проводят до сих пор[фото, видео]
Фото: Тот самый эпизод из фильма, когда Иван и Палагна венчаются с ярмом. Теперь это местная традиция. Фото: Предоставлено организаторами выставки «Тени забытых предков»

Для всего мира история о гуцульских Ромео и Джульетте стала вершиной украинского поэтического кино. Эта картина повлияла на творчество таких киногениев, как Феллини, Антониони, Куросава… И вот в Киеве открывается уникальная выставка, рассказывающая об истории создания культового фильма. Один из кураторов проекта - известный кинокритик Андрей Алферов - рассказал "КП" в Украине" о малоизвестных фактах из жизни и творчества Параджанова и о том, почему их выставка похожа на "бочку с жидкостью". 

Сергей Параджанов пронес терновый венок творца через всю свою жизнь. Фото: Предоставлено организаторами выставки "Тени забытых предков"

О ВЫСТАВКЕ

Анимация, ожившие фото, артефакты…

- Андрей, что стало отправной точкой в создании выставки "Тіні забутих предків"?

- В апреле прошлого года я был на Днях украинского кино в Париже и побывал на частной экскурсии по выставке в Парижской синематеке. Они постоянно устраивают экспозиции, посвященные великим киномастерам, недавно у них прошла большая ретроспективная выставка, посвященная Мартину Скорсезе. С Антониони и Дэвидом Боуи была такая же история. Все выставки там мультимедийные, а это значит - все сверкает, мигает, много видео, проекций, звуков. Это не музей в архаичном представлении этого слова. Это дико увлекательно! И у меня сразу возникла идея что-то подобное сделать с "Тенями".

- Еще одним куратором проекта стал экс-музыкант "Океану Ельзи" галерист Павел Гудимов. Как вам вместе работалось?

- Мы дружим лет 20. Я пришел к нему как к опытному галеристу с вопросом, как интересно можно фильм представить на выставке. Павел знает, что и где нужно поставить, как направить свет, чтобы подчеркнуть акцент. Мы организовывали с ним многочасовые мозговые штурмы, и идеи приходили в процессе диалога.

Потом к нам подключилась кинокомпания FILM.UA - мы сделали на студии много всего: анимацию по мотивам комиксов, которые рассказывают о создании "Теней", оживили фотографии 1920-30-х годов, на которых запечатлены настоящие гуцулы, добавили пространство. Получилось очень модно, живо.

- Выставка будет состоять из девяти залов. Это огромное пространство, чем собираетесь его заполнять?

- Эти залы - как бочки с жидкостью. Нужно будет окунуться в каждую. И на выходе вы будете совершенно другими, иными глазами сможете посмотреть сам фильм. 

Будет много видео, артефактов, которые прежде не выставлялись и находились в частных коллекциях, например у родственников тех, кто производил фильм. Некоторые экспонаты мы добывали со страшным боем, некоторые заполучить так и не удалось. Легче было чего-то добыть в других странах, чем в самой Украине.

Будут комиксы на тему отдельных историй о съемках фильма. Будет много предметов гуцульского быта, которые очень важны, поскольку именно они в свое время очаровали Коцюбинского, написавшего эту повесть.

Кроме того, у нас будет территория для лекториев, мы там будем рассказывать и показывать разное кино, которое вышло в тот же период. 

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ 

Свадебное ноу-хау от мэтра

- Один из залов будет посвящен культовому эпизоду "Теней" - обряду венчания, - говорит Алферов. - Я предложил нескольким режиссерам снять короткометражки, мы называем это ремейки, сцены с ярмом - они станут частью экспозиции. Можно будет сравнить с тем, как было у Параджанова и как теперь это выглядит с точки зрения современности.

Кто смотрел фильм, тот помнит сцену, где Иван и Палагна женятся - и на них надевают ярмо. Так вот эта сцена была полностью Параджановым выдумана - такого обряда у гуцулов раньше не было! Он подслушал в одной коломыйке, где мужчина пел, что собирается жениться, и будущий брак для него - ярмо, вот и решил снимать таким образом.

Сначала это вызвало неприятие среди гуцулов, но в итоге получилось, что гуцулы сами поверили в это, стали выдумывать, что такой обряд был и что это легенда, пришедшая от горцев! По сей день на некоторых гуцульских свадьбах этот ритуал, выдуманный Параджановым, проводят.

На киностудии сначала решили, что это брак и фильм нужно списать

- Первые проявленные пленки фильма, которые приехали из Карпат на студию Довженко, вызвали недоумение у кинематографистов - это было вопреки правилам кино! Никто так не снимал, вообще никто не понимал, что это такое. Все считали, что это брак и фильм нужно списать! - рассказывает кинокритик. - Шопенгауэр когда-то объяснил, в чем разница между талантливым человеком и гением. Талантливый человек попадает в цель, которую видят все, а гений попадает в цель, которую еще никто не видел. Вот и Параджанов опередил свое время на десятилетия.

Эту картину оценили большие художники на Западе, хотя фильм легально не вывозился. Параджанову начали приходить телеграммы от Федерико Феллини, Акира Куросава, Микеланджело Антониони - все они были поражены его работой.

Этот фильм оказал влияние и на американский киноавангардизм, на внешний вид известных рок-музыкантов. 

Оператор снимал обнаженку одним глазом 

- Мы с трудом нашли Татьяну Бестаеву, которая играла Палагну, и взяли у нее интервью, - говорит Алферов. - Она рассказывала, как ее голой снимали, а она требовала забор поставить, чтобы не видно было ее во всех деталях. Для гуцулов, у которых на тот момент в хатах висели не портреты Сталина и Хрущева, а Франца Иосифа, потому что они чувствовали себя еще частью Австро-Венгерской империи, это был переворот сознания. 

Но и сама Бестаева дико комплексовала по этому поводу. Поэтому сцены с обнаженкой снимались так: дозволено было смотреть одним глазом оператору Ильенко, всех прочих мужчин с площадки она потребовала прогнать, а команду "Мотор!" кричала Кадочникова. 

"Отказывались плакать над пустым гробом"

- Аутентичных историй вокруг "Теней..." много, - продолжает Алферов. - Например, о том, как снимали смерть Ивана, а гуцулы над пустым гробом плакать отказывались. "Чего не плачете?!" - "Так в гробу никого нету!"

В итоге положили туда кого-то из массовки - не плачут: "Это же не Иван! Это Михайло, тракторист". Пока не лег Миколайчук, невозможно было заставить гуцулов показать эмоции.

Эти люди были совсем из другого мира, но Параджанову удалось выдернуть их оттуда и притащить в Киев на студию - записывать музыку. А ведь эти женщины, которые жили в патриархальном укладе, не имели права бросать мужей и детей и петь где-то в Киеве. Параджанов дарил им какие-то подарочки, которые они не видели до этого и никогда больше не видели после этого.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФИЛЬМ


Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

"Сначала все кажется абстракцией, как из-за стекла бутылочного"

- Кстати, я "Тени забытых предков" сразу не понял, - говорит кинокритик Андрей Алферов. - Если смотришь его в первый раз и ненатруженным глазом, тебе кажется все такой абстракцией, как из-за стекла бутылочного - смотришь на все, и оно плывет. Красиво, конечно, но вот фильм закончился - и ты не можешь внятно объяснить, о чем там, что это такое. А потом это все приходит, ты начинаешь вглядываться в каждый кадр, в каждую деталь, в красоту.

Я фильм пересмотрел больше 20 раз (чтобы подготовить для выставки лекцию по свету, нужно было каждый кадр рассмотреть). Он потрясающе красив и гениален. 

Кстати, "Тени…" вошли в список обязательных к просмотру для претендентов на кандидатскую степень в киноведении Гарвардского университета. Ведь Сергей Параджанов был в числе тех пионеров кино, кто при помощи цвета начал передавать настроение сюжетное и вкладывал в это какие-то смыслы. Весь американский киноавангард многие вещи позаимствовал у него.