21 ноября
Загрузить еще

Украинские альпинисты о фильме "Еверест": "В отличие от героев кино у нас нет манеры бросать своих"

Украинские альпинисты о фильме
Фото: Фото: kinopoisk.ru

В четверг в украинский прокат выходит фильм-катастрофа "Эверест", которым недавно открывался Венецианский кинофестиваль. Фильм о самых сумасшедших людях на свете - альпинистах, которые штурмуют высочайшую точку Земли. На сей раз киношники взялись за реальную историю 1996 года, когда на штурм Эвереста пошли сразу несколько экспедиций, попали в снежный шторм, и пять человек так и не вернулись.

Но все ли в кино совпадает с реальной жизнью?

Кино напугало даже профессионалов

Исландскому режиссеру Балтазару Кормакуру удалось привлечь в картину целую "сборную" голливудских звезд: Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Кира Найтли, Джейсон Кларк, Робин Райт, Джон Хоукс...

"Эверест" снимали и в Гималаях, и на итальянском горнолыжном курорте, и в специальном "морозильнике" в студии в Лондоне. В итоге два часа зритель чувствует себя в смертельной опасности вместе с героями - на тебя сходят лавины, ты падаешь в трещину, ты задыхаешься без кислорода, и тебя пронизывает адский холод… Весь сеанс адреналин скачет, ладони мокрые, а после выхода из зала ощущение такое, вроде ты разгрузил состав со льдом.

Вместе с "Комсомолкой" фильм посмотрели три профессиональных украинских альпиниста. Трижды покоривший Эверест Сергей Бершов (в 1982 году совершил первое в мире ночное восхождение на главную вершину Земли); Мстислав Горбенко, покоривший Эверест альпинист, который был знаком с погибшими членами той самой экспедиции 1996 года; Иван Валеня - руководитель программы "Флаг Украины на вершинах мира", дошедший на Эвересте до отметки 7000 м. 

На вопрос, понравился ли фильм, Сергей Бершов сказал:

- Фильм хороший настолько, что он даже меня смог напугать. Но, на мой взгляд, это - фильм-предупреждение для неподготовленных клиентов.

- Как вы думаете, почему в 1996 году случилась эта трагедия - сразу пять человек погибли?

- Факторы воздействия на ситуацию самые разные, - говорит Бершов. - Но первый, несомненно, это непогода - она сломала все планы людей, а дальше пошла цепная реакция. 

- Один из героев фильма - легендарный альпинист Анатолий Букреев. В кадре он играет на баяне, пьет виски. Он что, такой был на самом деле?

- Я его очень хорошо знал. Анатолий в той истории 1996 года был гидом одной из экспедиций и спасал людей. К сожалению, через год он погиб, покоряя свой 11-й восьмитысячник. На баяне он точно не играл, только на гитаре. И алкоголь перед восхождением не употреблял. Это все штампы Голливуда: какой русский без баяна?

В реальности все гораздо сложнее

- В фильме люди начинают гибнуть из-за того, что руководитель группы Роб Холл в самый ответственный момент дает слабину и идет на поводу у члена команды. Это допустимо в реальной ситуации? 

Мстислав Горбенко (МГ): - Такого на горе не могло случиться априори. Даже если клиент что-то вымогает, а руководитель соглашается, всегда найдется третий человек, который возьмет управление в свои руки. Фильм донес только часть информации, в реальности же все было гораздо сложнее. 

- Вы были знакомы с погибшими членами экспедиции 1996 года. 

МГ: - Мы встречались с Робом Холлом на горе К-2 (вторая по высоте вершина мира. - Авт.). Он меня тогда удивил: все время по спутниковой связи делал репортажи. Я понимаю, реклама - это все. Но отношусь к этому отрицательно, нарушается таинство общения с горой. А горы… они коварные - могут отомстить.  

- В "Эвересте" много киноляпов?

Иван Валеня (ИВ): - После подъема на Эверест альпинисты в кадре очень уж свеженькие. Обычно у народа сопли по колено, люди спускаются в лагерь в ужасном состоянии. 

- Иван, в 2005 году вы не дошли до вершины, остановились на 7000 метров. Почему? 

- Я опытный альпинист и знаю, что горы стояли и будут стоять, а жизнь дана одна и всегда можно вернуться на гору и повторить восхождение.

Украинские альпинисты (слева направо) Иван Валеня, Мстислав Горбенко и Сергей Бершов. Фото: B & H Film Distribution

Когда трупы становятся ориентиром

- В фильме альпинисты уходят в базовый лагерь, оставляя замерзших друзей, такое часто происходит?

МГ: - У украинских альпинистов нет такой манеры - бросать своих. Но внутренняя мораль у кого-то на 8 тысячах метров еще работает, а у кого-то пропадает. 

- Что касается трупов альпинистов, которыми усеян весь Эверест. Их кто-то снимает?

Сергей Бершов (СБ): - Конечно, погибших принято забирать. Но только если это возможно. Некоторые падают в недоступные трещины или оказываются на сложных участках горы, откуда их достать невозможно. Там они и остаются.

Кстати, в 2000 году японцы заплатили кучу денег шерпам (горцы, живущие в Восточном Непале. - Авт.), чтобы они почистили Эверест: убрали со склонов трупы, использованные баллоны, остатки палаток…

- Говорят, некоторые тела, оставшиеся на склонах, служат для альпинистов ориентирами. 

СБ: - Есть и такое. На высоте 8500 с 1996 года остается тело индуса Цеванга Палжора - он служит для альпинистов своеобразной отметкой высоты и даже имеет свое название - "Зеленые ботинки" (по цвету обуви погибшего).

- В фильме все крутится вокруг кислородных баллонов. С какой высоты начинается на Эвересте так называемая зона смерти, где без маски почти нет жизни?

МГ: - Выше 7,5 тысячи метров. Альпинисты адаптируются по два месяца, чтобы ступить в эту зону. Там можно находиться по-хорошему несколько часов. И железное правило: после 14.00 в Гималаях "стоп-кран". Даже если ты в 200 метрах от вершины, ты должен вернуться в лагерь. А в истории, показанной в фильме, этот принцип был нарушен. 

СБ: - Я поставил себе за правило после 8,5 тысячи метров без кислорода не соваться. Нет, смельчаков много, которые без кислорода поднимаются. Но ведь после такого подъема нужно год восстанавливаться! Страдают нервная система, да и весь организм. А я хочу ходить в горы долго.

Зачем?!

- Мне кажется, что многих людей, которые никогда высоко не поднимались, волнует вопрос (его и в картине героям задают): зачем вам нужен этот Эверест?! 

МГ: - Герои в фильме же и отвечают: потому что он есть! Поймите, зайти на самую высокую вершину - не самоцель. Всегда интересно подниматься с людьми, а там они - настоящие.  

ИВ: - Это огромное напряжение, но и потрясающие эмоции. Самые красивые картины Рериха не способны передать красоту этих гор. А кроме того, я в горах всегда себя чувствую лучше, чем на равнине.

СБ: - Альпинизм - не спорт, это образ жизни. В этом сентябре исполнилось 50 (!) лет, как я впервые поднялся на вершину Эвереста. Горы есть горы. Но, согласен, самое главное в горах - люди. Там с тебя спадает шелуха. 

Цена вопроса

$300 тысяч за труп родственника

- Бывают случаи, что родственники идут на все, чтобы спустить тело вниз, - рассказывает Сергей Бершов. - В 2004 году на Эвересте погиб корейский альпинист, так вот его семья за то, чтобы его труп нашли, достали и спустили, заплатила 300 тысяч долларов. В операции участвовало более 300 человек.

- В кино рассказывается история группы коммерческих туристов. Сколько стоит участие в таком туре? И как вы, профессиональные альпинисты, относитесь к коммерческим восхождениям?

СБ: - Ну, цена такого тура может достигать и 75 тысяч долларов. Я могу быть сколько угодно против коммерческих восхождений, но это прерогатива китайцев - решать, кого пускать на вершину, а кого нет. Для них это очень хороший бизнес, одно только официальное разрешение на подъем стоит 10 тысяч долларов. Поэтому наши альпинисты, чтобы подготовиться к Гималаям, очень долго тренируются на семитысячниках на Памире, которые нам доступны. Китай и Непал сейчас сняли все ограничения для туристов, поэтому на один маршрут могут попасть с десяток экспедиций. А вот это уже безобразие.

Новости по теме: Кинопремьеры Кино альпинизм