Броневой проходил реабилитацию в родном Киеве. Затем уехал к семье, в Москву, где живет вот уже более
50 лет. Артист очень болезненно переживает события в Украине и не может понять, что происходит между нашими странами.
В Киеве очень хорошие врачи
- Леонид Сергеевич, с днем рождения! После долгого перерыва вы вернулись на сцену в спектакле "Вишневый сад". Как вас приняли зрители?
- Прекрасно. Спектакль очень хороший. Уж поверьте, я в своей жизни повидал много "Вишневых садов". А Марк Захаров чувствует классику, ставит ее современно и коротко.
- Марк Анатольевич не раз подчеркивал, что именно вы артист его театра. Он очень хотел, чтобы вы вернулись на сцену.
- Он был настойчив, за что я ему благодарен. А сейчас думает пойти еще на одну авантюру - подготовить для меня роль в классической пьесе. Возможно, это будет Островский. Захаров ищет пьесу, созвучную времени.
Но у меня еще болит нога. Даже зимой в снег иногда выхожу на улицу в тапочках. Другая обувь не подходит. Врачи говорят, что это из-за сосудов. Приходится ходить с палочкой. Ну ладно, когда я играю Фирса в "Вишневом саде". Ему, как и мне, много лет.
- Больная нога - это отголоски того, что случилось с вами два года назад?
- Да, у меня был тяжелейший инфаркт на гастролях в Киеве. Даже не понял вначале, как это случилось, потерял сознание, долго был в реанимации. Меня оперировали. В Киеве очень хорошие врачи. Профессор Борис Михайлович Тодуров, кардиохирург, директор Центра сердца, сделал прекрасную клинику. По-моему, в Москве таких клиник нет, да и врачи здесь перестраховщики. Сердце киевляне мне хорошо сделали. Правда, сказали, что через несколько лет нужна еще операция. Но я бросил курить - за два года ни одной сигареты. До этого 70 лет курил, еще с войны. Иногда, знаете, хочется закурить, но не позволяю. Надо бы еще пожить...
"Нельзя так играть фашиста, как Броневой Мюллера"
- В сериале не хотели бы сыграть?
- Я же сыграл в "Семнадцати мгновениях весны" - двенадцать серий.
- Так это же не сериал, это - шедевр.
- Сейчас сериалы снимают без репетиций. Хотя настоящие режиссеры репетируют с актерами месяцами. Лиознова нас мучила репетициями. Но зато какой фильм получился! А снимать кино с восьми утра и до десяти вечера, в день по одной серии, для этого нужно бычье здоровье. А главное - ради чего? Чтобы деньги заработать на лекарства или на собственные похороны?
- Вы фильмы со своим участием пересматриваете?
- Не могу смотреть. У меня появляется столько замечаний, в первую очередь к себе. Вы видели фильм Попогребского "Простые вещи"? В этом фильме я себе понравился, хотя пришлось мою роль немного переработать. А знаете, почему понравился? Потому что у меня не было сил стараться. Стараться не надо вообще никогда. Когда человек старается, с него градом пот, на это противно смотреть. Должна быть легкость в общении, в интонации.
- Эта легкость есть даже в вашем Мюллере, шефе гестапо. Наверное, это природный талант?
- Марк Анатольевич тоже так считает. Он даже своим студентам эту роль в пример приводит. Я играл по принципу Станиславсого: ищи доброго в злом, а злого в добром. На съемках у нас сидел генерал госбезопасности. И однажды Лиознова мне говорит, что у генерала есть ко мне замечания: "У вас Мюллер получается слишком добрый человек. Он же наш враг! Я предлагаю дописать маленькую сценку, где вы пытаете генерала". Я спрашиваю: "Какого генерала?" Он мне: "Советского, взятого в плен". - "Пытать советского генерала у вашей организации получается лучше, чем у меня, - ответил я. - Я этого делать не буду. Но если вы настаивайте, давайте ко мне в "застенки" немецкого генерала, который якобы покушался на Гитлера". Получилась идиотская сцена, где я в белой рубашке допрашиваю немецкого офицера... Хотя фильм совсем не об этом. "Семнадцать мгновений весны" категорически не понравился "серому кардиналу" Михаилу Суслову и начальнику политуправления Советской армии генералу Епишеву. Суслову не понравилось, что в фильме не чувствуется руководящая роль коммунистической партии. А Епишев считал: нужно было показать, что в войне победил народ. Но зато "Мгновения" понравились маршалу Гречко и руководителю КГБ Юрию Андропову. Они защитили фильм, и тем не менее нам не дали Госпремию СССР. Через пять лет после выхода дали Госпремию РСФСР имени братьев Васильевых. Славе Тихонову - Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Татьяне Лиозновой - орден Октябрьской революции, а нам с Табаковым - по ордену Трудового Красного Знамени. С этим награждением была страшная казуистика: Лиознову хотели представить к званию Героя Соцтруда - она заслужила ее не меньше, чем Тихонов. Но, чтобы ей не дать Звезду, в представлении к награде заменили одно слово - вместо "за создание фильма" написали "за участие в фильме". Это про режиссера-то! Лиознова из-за этого очень переживала. Это было бессовестно и не красиво.
|
Фрагменты лучших ролей актера - видео на сайте kp.ua.
О РОДИНЕ
"В том, что происходит в Украине, виноваты все"
- Что же люди убивают друг друга?! Сколько это может продолжаться?! Я не понимаю, кто виноват во всей этой истории: Украина, Россия или Америка с Европой. Наверное, все. Но нельзя, чтобы свои стреляли в своих! К сожалению, есть опасения, что скоро это не закончится. Нужно искать компромисс, чтобы любыми путями прекратилось противостояние.