"Поводырь", который номинирован от нашей страны на "Оскар", попал в скандал еще до выхода в прокат (в кинотеатрах покажут с 12 ноября). Режиссера Олеся Санина, потратившего десять лет жизни на разработку сценария об одной из белых страниц истории Украины, а также 16 миллионов гривен на его воплощение, обвиняют сразу по двум фронтам - мол, не только очередную "патриотическую агитку" снял, но еще и нечестно "протолкнул" ее на кинофорум в Лос-Анджелесе. "Комсомолка" посмотрела эту историческую драму и составила собственное мнение о ней.
С первых же кадров зрителя окунают в атмосферу 1930-х годов, когда предголодоморная Украина уже накрепко застряла в тисках индустриализации и коллективизации, а НКВД ставит целью одним махом уничтожить лирников и кобзарей, чтобы не напоминали крестьянам о прошлом.
В центре сюжета - слепой кобзарь Иван Кочерга (его гениально сыграл Стас Боклан, а Кочерга он потому, "что был черный, словно обоженный, и мог согнуть кочергу руками"), который спасает от смерти 13-летнего мальчика Питера, сына американского инженера, поверившего в светлое коммунистическое будущее и приехавшего его строить в Харьков. Наивный американец попал в жернова репрессий, а Питер чудом уцелел и стал поводырем слепца. Как раз от имени этого американского мальчика и ведется рассказ…
Режиссер то и дело вызывает зрителя на эмоции, так что без слез просмотр вряд ли обойдется. Когда кобзарь пронзительно кричал, вернувшись в развороченную хату своей любимой Орыси (после неудавшегося допроса "красные" утопили женщину в колодце), в зале кинотеатра вытирали глаза даже мужчины. И таких моментов в фильме много.
Но, пожалуй, самые важные секунды картины - когда слепой кобзарь стоит у развалин церкви посреди степи и говорит юному поводырю: "Знаєш, чому квіти повертаються до сонця? Тому що вони мають очі…"
Лично для меня стало открытием, что в фильме сыграли сразу два известных украинских поэта: Александр Ирванец мелькнет в кадре как стенографист на допросе, а Сергей Жадан в роли поэта-футуриста продекламирует стих.
Отдельно хочется упомянуть об актерском дебюте Джамалы. Украинская певица, которой режиссер доверил одну из главных женских ролей (сыграла артистку Харьковского театра Ольгу Левицкую), выжала из себя тот актерский максимум, на который только способна леди из шоу-бизнеса, снимавшаяся до этого исключительно в клипах.
Кроме животрепещущей темы, которую режиссер выбрал, чтобы просветить нас на предмет мало изученных страниц истории Украины, этот фильм стоит посмотреть ради филигранно-душевной подачи извечных моральных ценностей, которые волнуют человека: предательство и верность, ненависть и любовь, зверство и человечность...
5 интересных фактов о фильме: