Загрузить еще

Ради зарубежных гастролей артисты несли Фурцевой валюту

Ради зарубежных гастролей артисты несли Фурцевой валюту
Фото: Екатерина Фурцева (в центре) с итальянскими актрисами Джиной Лоллобриджидой и Маризой Мерлини. Фото РИА «Новости».

Мы удалились от советского прошлого ровно настолько, что стали возможными попытки более-менее адекватной, отстраненной оценки ушедшей эпохи. Но ученые еще только пишут "бесспорные" учебники истории. Зато телекино о том времени уже появляется с завидной регулярностью. На этот раз целых 12 серий в прайм-тайме российского Первого канала посвятили министру культуры СССР в 1960 - 1974 гг. Екатерине Фурцевой - одной из самых неоднозначных персон в сонме советских политических деятелей.

Ткачиха в балете

Даже представить невозможно, в каком шоке пребывали деятели культуры, когда узнали о назначении Фурцевой. Бывшая ткачиха, которая окончила семилетку, а потом кое-как отучилась в техническом вузе, будет командовать балетом! Театром! Музыкой! Живописью! Наверняка не один пузырек валерьянки был выпит.

А она и не пыталась делать вид, что что-то понимает в искусстве. Фурцева была, как сказали бы сейчас, блестящим менеджером. Закаленным на пути от комсорга провинциальной фабрики до главы Московского горкома партии и члена ЦК. Да, совсем "не рубила" в Гойе и вряд ли могла оценить технику Рихтера. Но ведь были искусствоведы, которые разложат все по полочкам. Благо Фурцева умела слушать и, главное, чувствовать "конъюнктуру рынка".

Министр умело "экспортировала" лучшие достижения страны в сфере искусства и с не меньшим энтузиазмом занималась "импортом". Галина Вишневская, Майя Плисецкая стали регулярно выезжать за рубеж. Труппа Большого театра гастролировала в США, коллекции Пушкинского музея и Третьяковки увидела Япония.

Фурцева могла провернуть невероятное. В 1974 году в Японии проходила выставка из коллекции Лувра. Фурцева договорилась, что на обратном пути самолет с "Джокондой" на борту сделает остановку в СССР, и устроила "выставку одной картины" в Музее Пушкина.

- Под мою ответственность! - говорила она в трубку.

При ней в Москве показывали французских импрессионистов из коллекции нью-йоркского  музея Метрополитен, приезжала труппа итальянского Ла Скала. Благодаря ей на Московский кинофестиваль приезжали Джина Лоллобриджида, Феллини...

Она организовала выставку Марка Шагала в Третьяковке, привезла в СССР картины Рериха. Поддерживала Сергея Бондарчука, Олега Ефремова, выбивала квартиру для Юрия Любимова.

Ворованную дачу пришлось вернуть

Есть масса фактов, которые говорят о ней как о человеке, чутком к чужой проблеме. У Святослава Рихтера умерла мать в Западной Германии, куда ее вывезли фашисты во время войны. Позвонила генсеку: "Надо выпустить на похороны".

Но еще больше примеров откровенного самодурства. Она запрещала премьеры и ломала карьеры, травила то одного, то другого. 

Несмотря на горячую преданность партии, не забывала про себя. Жила в огромной семикомнатной квартире (пару лет назад ее продали), отгрохала дачу, попросту украв у государства стройматериалы (потом ее пришлось вернуть). Охотно принимала подношения - считала это нормой вещей.

Галина Вишневская, которая, как считалось, была на короткой ноге с Фурцевой, в своих мемуарах назвала ее "запойной пьяницей". Рассказывала, как давала Фурцевой взятку, чтобы та ее почаще выпускала за рубеж: "В Париже во время гастролей Большого театра я положила ей в руку 400 долларов - весь мой гонорар за сорок дней. Она спокойно, привычно взяла и сказала: "Спасибо".

Или вот еще: "Были у нее свои артисты-"старатели". После окончания гастролей такой "старатель" обходил актеров, собирая по 100 долларов "на Катю". А не дашь, в следующий раз не поедешь".

Майя Плисецкая, которая искренне рыдала над гробом Фурцевой на похоронах, в своей книге воспоминаний пишет:

- Она была живым существом, не канцелярской куклой из папье-маше. Ее можно было растронуть, увлечь, переубедить, пронять, прогревать.

И  с этим согласятся даже  те, кто ее ненавидит.

КСТАТИ 

Вскрыла вены, оставшись без поста 

Пост министра для Фурцевой был "запасным аэродромом". Когда в 1957 году произошла попытка сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК, Фурцева вступилась за него. В Кремль приехали Жуков, генералы... Генсека отстояли. Но позднее Екатерину Третью не переизбрали в президиум. Якобы Хрущев не простил ей, что была свидетелем его слабости. От отчаяния Фурцева вскрыла себе вены. Выжила.

Узнав об этом, Хрущев усмехнулся, мол, бабья дурь. А потом назначил "боевую подругу" министром культуры.