25 ноября
Загрузить еще

Татьяна Лиознова не захотела становиться женой зама премьер-министра

Татьяна Лиознова не захотела становиться женой зама премьер-министра
Фото: Татьяна Михайловна на съемках своей дебютной ленты «Память сердца» (1958).

Татьяна Лиознова со стороны производила впечатление железной леди. Отсюда и пошло мнение о ней как о женщине, никогда никого не любившей. Разумеется, все было совсем не так. В жизни Лиозновой случались романы и была большая любовь...

ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК

В 1963 году Татьяну Лиознову утвердили в качестве режиссера на картину "Им покоряется небо". Консультантами стали несколько настоящих летчиков-испытателей. Среди них был и Василий Калашенко - Герой Советского Союза, красавец мужчина. Он быстро покорил Лиознову безупречными манерами, обходительностью, мужественностью. 

- В то время Калашенко был молодым вдовцом, - рассказывает главный редактор журнала "Кинопроцесс" Вячеслав Шмыров, близко друживший с Лиозновой. - У него были две маленькие дочки. Они требовали материнского участия, женского внимания.

Увлечение Калашенко привело к тому, что Лиознова взяла на воспитание одну из его дочерей, Людмилу. Она на долгие годы стала самым близким для Лиозновой человеком, ухаживала за ней после тяжелой операции в начале 2000-х. Почему же в это время рядом с Лиозновой не было отца Людмилы?

За Владимира Кириллина, зампреда Совета Министров СССР, Лиознова собиралась выйти замуж. 

- Их отношениям не суждено было продолжиться из-за характера Татьяны Михайловны, - вздыхает Шмыров. - Когда проходила первая влюбленность и начиналась совместная жизнь, Татьяна Михайловна отчетливо понимала, что все мужчины мелковаты для нее. Она искала себе ровню, но так за всю жизнь и не смогла найти. Но они остались друзьями, а Людмила стала ее названной дочерью.

Но даже несмотря на прекращение романа, Калашенко остался главной любовью всей ее жизни. Через четыре года после фильма "Им покоряется небо" она снимает свой шедевр "Три тополя на Плющихе". Тон фильму задает песня Александры Пахмутовой "Нежность", посвященная летчикам. Собственно, с нее и начался фильм... И в нем Татьяна Михайловна рассказывает очень личную историю - историю твердолобой женщины, которая навсегда упускает возможность любить и быть любимой.

ОСТАП БЕНДЕР

Про свой роман с Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Остапа Бендера в фильме Гайдая, Лиознова вспоминала разве что со смехом. Амбициозный грузинский актер, заслышав, что уже набравшая к тому моменту популярность Лиознова собирается снимать "Семнадцать мгновений весны", тут же нацелился на роль... Штирлица. В обаянии и напоре Гомиашвили нельзя было отказать, но... Лиознова никогда не снимала своих друзей и мужчин. В итоге их короткий роман очень быстро превратился в фарс.

- Весь день Лиознова проводила кастинг на роль Штирлица и никак не могла найти подходящую кандидатуру, - говорит Вячеслав Шмыров. - Вечером вся съемочная группа собиралась ехать в ресторан "Арагви", где за всех платил Гомиашвили. Он не жалел денег, делал Лиозновой шикарные подарки. И вот Лиознова садится в автобус, к ней тут же подсаживается Юлиан Семенов и говорит: "Господи, где же нам взять этого Штирлица?" Тут его взгляд падает на сидящего впереди Гомиашвили: "Да вот же он, Танечка!" Сцена была пошло отрепетирована. Лиознова страшно разозлилась, и на перспективах Гомиашвили был поставлен крест - причем не только на перспективах на роль Штирлица. Долгое время они пребывали в состоянии "холодной войны".  Думаю, здесь Татьяна Михайловна резала по живому, потому что с Арчилом они потом восстановили отношения. Он ведь ее называл женой в своих последних интервью. Она отмахивалась: "Ну какой он мне муж?" И в то же время резко не отрицала.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

В начале 80-х Лиознова собралась снимать фильм про испытание атомной бомбы. Картину курировали Совмин СССР и лично заместитель Косыгина Владимир Кириллин - один из самых влиятельных чиновников в стране, курировавший атомную энергетику. Познакомившись с Лиозновой, Кириллин потерял голову.

Лиознова в декорациях бункера Гитлера. Кадр со съемок "Семнадцати мгновений весны".

- И хотя Татьяна Михайловна его никогда не любила, она решила, что стоит попробовать, - вспоминает Шмыров. - К тому моменту она хотела просто выйти замуж, пожить в таком выставочном браке. Это была романтическая история, они читали друг другу стихи. Но Лиознова требовала, чтобы он сначала развелся. И он к ней пришел с открытым паспортом. У двери стоял и показывал, что там есть отметка о разводе...

- Почему же замужество не состоялось?

- Этот брак расстроили два обстоятельства. Однажды Кириллин вместе с Лиозновой поехали во МХАТ смотреть спектакль "Мы, нижеподписавшие-ся". Лиознова тогда работала над экранизацией этой пьесы. Он ей сказал: "Не вздумай это снимать, тебя посадят". Она тут же вынесла вердикт - трус. А вторая причина - богатство Кириллина. Увидев его квартиру, она оторопела от советской номенклатурной роскоши. И в ее душе взбунтовалась московская девчонка с окраины. Она поняла, что не сможет жить в этих хоромах. И еще осознала, что в случае замужества ей придется стать частью партийной номенклатуры. Этого вынести она не смогла...

Роман с Кириллиным стал последним в жизни Лиозновой. В оставшиеся 25 лет жизни она заводила исключительно дружеские отношения. И, говорят, никогда не переживала из-за отсутствия настоящей семьи.