25 ноября
Загрузить еще

Стивен Спилберг: Я перестал быть вундеркиндом, когда у меня родился первый ребенок

Стивен Спилберг: Я перестал быть вундеркиндом, когда у меня родился первый ребенок
Фото: Спилберг оставляет автограф на поезде, декорированном в духе его фильма про Тинтина.

Моя первая, краткосрочная встреча со Спилбергом случилась несколько лет назад в Каннах на приеме по поводу фильма "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа". Помню, тогда я был неприятно поражен тем, что один из самых состоятельных людей шоу-бизнеса появился на вечеринке в плотном кольце свирепых охранников. От кого они его охраняли, до сих пор тайна. И хотя мне удалось спросить у мэтра какую-то мелочь, впечатление было испорчено. 

В этот раз Спилберг был более расположен к общению. Наверное, переживает за судьбу своего нового детища - экранизации комиксов бельгийца Эрже, культовых в Европе, но почти неизвестных всему остальному миру.

На создание "цифровой" собаки ушло три месяца

- Этот фильм - заветная ваша мечта. Почему так долго пришлось ждать ее исполнения?

- Я ждал, пока появятся технологии, которые позволят мне ее реализовать. Хотя понятия не имел, что это будут за технологии. Но и в 1980-е годы, когда я впервые задумался о "Тинтине", я знал, что залепленные гримом лица актеров будут выглядеть очень глупо. И это выведет из себя миллионы поклонников. К счастью, в 1980-е я отправил в топку несколько заказанных мной сценариев "Тинтина". Это меня и спасло. Я оставил на время эту идею, переключился на другие фильмы. И снова купил права на экранизацию комиксов Эрже в начале ХХI века, когда почувствовал, что появляются новые средства для воплощения этой идеи в жизнь. Технология была еще несовершенной, но я уже знал, что пора готовить сценарий. И создавать компанию компьютерной графики, которая сделает для нас то, чего никто еще не делал. И мы создали такую компанию вместе с Питером Джексоном (режиссером "Властелина колец" и "Кинг-Конга". - С. Т.) специально для этой картины. Хотел было обратиться за помощью к моему старому другу Джоржу Лукасу, в компании которого, "Индустриальный свет и магия", сделаны спецэффекты ко множеству моих фильмов, но все же решил, что надо начинать все с нуля. И попросил наших умельцев сотворить для меня собаку Тинтина, Сноуи - для пробы. Я хотел посмотреть, на что это будет похоже. На создание "цифровой" собаки ушло три месяца. И что же я увидел на экране, когда время пришло? Не только потрясающую собаку, но и моего любимейшего героя этого комикса, капитана Хэддока, в исполнении самого Питера Джексона! Он был в костюме, с бородой, прокуренным голосом и всем чем надо. "Привет, Стивен, - сказал он с экрана. - Я вот решил устроить пробы не только собаке, но и самому себе. Как думаешь, смогу я сыграть капитана?" Это, конечно, была шутка, но он сделал еще четыре пробы! Так я убедился в том, что "цифровая" собака вместе с реальным актером на экране смотреться не будет, и идея совмещения живого действия с компьютерной графикой была мною сразу отклонена. А во-вторых, благодаря этим пробам я узнал, что Питер является совершенно сумасшедшим фанатом Тинтина! Вот почему я немедленно предложил ему стать моим партнером-продюсером. Так я не только собаку заполучил, но и Питера Джексона!

- Несмотря на использование самых передовых технологий, вашим фильмам всегда была свойственна некая старомодность, добавляющая им особую прелесть.

- Я не собирался осовременивать "Тинтина", созданного около 70 лет назад, и старался быть как можно ближе к тому, что нарисовал и написал Эрже. Я всего лишь раз беседовал с ним по телефону. Успел признаться, что являюсь большим поклонником его книг. А он сказал, что в восторге от моих фильмов, особенно от "Искателей потерянного ковчега". Французские кинокритики сравнивали моего Индиану Джонса с его Тинтином, и он тоже увидел перекличку между этими персонажами: "Думал, что вы читали мои книги!" Но я познакомился с ними уже после того, как первый фильм об Индиане был готов. "Звоню вам, чтобы выразить интерес в экранизации ваших произведений". - "Вы единственный режиссер, который мог бы это сделать!" Он попросил меня навестить его в Брюсселе, но я снимал в Лондоне "Индиану Джонса и Храм судьбы". Планировал увидеть его через 3 недели и обо всем переговорить. Но через неделю Эрже умер. Поэтому я очень хотел, чтобы его рисунки ожили, стали трехмерными без специальных очков.

- Как вы относитесь к тому, что в некоторых своих комиксах Эрже выражал расистские взгляды?

- Они присутствуют только в одной книге - "Тинтин в Конго". Ни я, ни Джексон и близко к ней не подойдем! Сам Эрже извинялся за эту книгу. Он говорил, что ему за нее очень стыдно и что она была продуктом не только его молодости, но и того мира, в котором он жил в конце 1930-х годов. Мне достаточно его извинений, чтобы никогда не возвращаться к этой теме.

"80-летние актеры сейчас могут играть 40-летних"

- Вы считаете, что "Тинтин" - это прорыв в будущее кинематографа?

- Об этом судить не мне, но совершенно ясно, что эта картина преодолевает разрыв между рисованным и игровым кино. Хотя бы потому, что перед вами совершенно живые персонажи - с душой, чувством юмора и эмоциями, которыми обладаем мы все. Они были сыграны актерами, а потом художники-аниматоры вложили жизнь в их лица, глаза. Им удалось создать настоящие личности! Я не себя хвалю, а прежде всего этих технарей-вундеркиндов, которые и сделали мою мечту явью.

- Были времена, когда вас тоже называли вундеркиндом.

- Это было в молодости, а сейчас у меня семеро детей! Я перестал быть вундеркиндом, когда у меня родился первый.

- Над фильмом работала та же команда, что и над "Аватаром"?

- Именно. "Аватар" был, конечно, огромным рывком вперед, но это фильм, в котором живые персонажи сочетались с нарисованными. "Тинтин" - полностью нарисованная картина. Я не считаю свой фильм таким же шагом вперед, как "Аватар", но он демонстрирует, что отныне истории в кино можно рассказывать совершенно по-новому. Мы уже работали над "Тинтином", когда мне позвонил Джим (Джеймс Кэмерон, режиссер "Аватара". - С. Т.): "Я первый раз показываю картину своим артистам. Хочешь посмотреть?" Через 10 минут я уже был на студии "Фокс" в одном зале со всеми актерами "Аватара". Даже сам Кэмерон полностью фильма еще не видел. Когда он закончился, я сказал Джимми: "Это лучший фильм, который я видел со времен первой серии "Звездных войн"! Это такой же прорыв!" И только потом до меня дошло, что команда аниматоров, делавших "Аватар", в полном составе переходит на мою картину. Тогда я почувствовал себя счастливейшим из режиссеров.

- Правильно ли я понимаю, что использованная вами технология позволяет с большей свободой относиться к выбору актеров? Уже не важно, как он выглядит и сколько ему лет. Дэниел Крэйг в вашем фильме совершенно на себя не похож.

- Конечно! Я могу использовать талант 80-летнего актера, предложив ему сыграть роль персонажа, которому 40 лет. Если, конечно, его голос не будет звучать по-стариковски.

- Надеюсь все же, что вы не все свои фильмы будете делать в этой технологии.

- Конечно, нет. Мой следующий фильм - "Боевой конь" (он выйдет на наши экраны 26 января 2012 года. - С. Т.) сделан в традициях старой школы. В нем действуют только актеры и кони - и ни одного спецэффекта!

- Что вы скажете тем зрителям, которые впервые познакомятся с Тинтином благодаря вашему фильму?

- Мы ждем, что они откроют его для себя так же, как Индиану Джонса, Инопланетянина, героев "Звездных войн" или "Аватара". Вовсе необязательно знать, что книги про Тинтина разошлись тиражом в 250 млн экземпляров. Пусть они смотрят наш фильм, как смотрят другие мультфильмы.

- Не могу не обратиться к вам как к режиссеру, чье имя стало символом и синонимом киноиндустрии. Что вы посоветуете нашим кинематографистам, которые только пытаются такую индустрию создать?

- В основе любой киноиндустрии - постоянный поток новых фильмов. Нет потока - нет индустрии. Моя компания выпускает в год по 6 фильмов, и мы уже чувствуем себя мини-индустрией. Не важно, на какие деньги снимаются фильмы - государственные или частные, - главное, чтобы был их приток. Если картин будет много, то будут и те, которые получат признание в вашей стране или за рубежом.

- Продолжения "Тинтина" ждать?

- Ждать, если мы увидим, что первый фильм достаточно успешен. Понять это будет можно только со временем. Если мы убедимся в том, что есть необходимость в продолжении, и я, и Питер Джексон будем счастливы его сделать - в перерыве между игровыми проектами. У нас уже руки чешутся.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО 

Стивен СПИЛБЕРГ родился 18 декабря 1946 года в городе Цинциннати, штат Огайо. В возрасте 11 лет снял свой первый любительский фильм. Пытался учиться в Калифорнийском университете, но оставил эти занятия за ненадобностью. Работал на ТВ, в том числе на телесериале "Коломбо", пока в 1971 году не снял первый прославивший его фильм - триллер "Дуэль". Спустя 4 года выступил автором мегахита "Челюсти", ставшего прообразом современного коммерческого блокбастера. С тех пор регулярно выпускал фильмы, как вошедшие в историю кино, так и ставшие кассовыми феноменами - не только в качестве режиссера, но и в качестве продюсера. Удостоился "Оскаров" за военные драмы "Список Шиндлера" и "Спасти рядового Райана". Был женат на актрисе Эми Ирвинг (у них совместный ребенок), последние 20 лет - на актрисе Кейт Кейпшоу, с которой воспитал шестерых детей - как родных, так и усыновленных. Один из богатейших людей Голливуда, Спилберг заработал 250 миллионов долларов на картине "Парк Юрского периода" и отказался от гонорара за "Список Шиндлера". 

5 лучших фильмов Спилберга:

  1. "Челюсти"
  2. "Инопланетянин"
  3. "Искатели потерянного ковчега"
  4. "Парк Юрского периода"
  5. "Список Шиндлера"