Загрузить еще

Известный голливудский режиссер Роланд ЭММЕРИХ: "Не сомневаюсь, что Вильяма нашего Шекспира не существовало"

Известный голливудский режиссер Роланд ЭММЕРИХ:
Фото: Режиссер Эммерих (слева) объясняет актеру Рису Ивансу, что его граф Оксфорд и есть Шекспир.

Голливудский немец Роланд Эммерих известен широкому зрителю как постановщик размашистых апокалиптических боевиков, среди которых "Послезавтра", "10 000 лет до нашей эры" и "2012". Ничто не предвещало, что в зените своей карьеры режиссер вдруг резко сменит курс. А он не просто сменил, а замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. Новый фильм Эммериха "Аноним" (его премьера в Украине состоится 17 ноября) - о том, что на самом деле Шекспир за всю жизнь не написал ни строчки. А все гениальные пьесы, поэмы и сонеты принадлежат любовнику Елизаветы I графу Оксфорду. В начале недели Эммерих прилетел в Москву и ответил на вопросы журналистов.

- Мистер Эммерих, ваш зритель ждет от вас совсем других фильмов. Зачем вам понадобилась эта история с Шекспиром?

- Наверное, из-за того, что я довольно амбициозный человек. Коммерчески успешным режиссером быть довольно легко, когда даешь то, чего ждет от тебя публика. Но гораздо интереснее найти такую историю, которая зацепит неожиданным поворотом. Для меня "Аноним" - это такой сознательный вызов самому себе.

- Давно интересуетесь пресловутым "шекспировским вопросом"?

- Эта тема захватила меня, когда я прочитал сценарий Джона Орлоффа. Он, кстати, наполовину русский, поэтому, наверное, так хорошо пишет. (Смеется.) Я читал его и понимал, насколько все это захватывающе - дворцовые интриги, теории заговора... Когда я ознакомился со сценарием, то окончательно поверил, что плохо образованный выходец из Стратфорда Уильям Шекспир просто не мог написать такое количество гениальных произведений. Шекспира-автора просто не существовало.

- Но почему именно граф Оксфорд у вас в фильме становится автором шекспировских произведений? Претендентов-то масса (подробнее смотрите рядом. - Ред.)

- Мне кажется, с равным успехом авторами пьес Шекспира могут быть все, кого называют ученые. Просто у Орлоффа получилась убедительная любовная линия графа Оксфорда. Зачем искать другого кандидата в Шекспиры, если сценарист и без того прекрасно расставил акценты? "Анониму" не принадлежит истина в последней инстанции в "шекспировском вопросе", это всего лишь версия. Но эта версия подкреплена вескими аргументами.

В фильме у молодого графа Оксфорда (Джейми Кэмпбелл Бауэр) случается бурный роман с Елизаветой (Джоэли Ричардсон, дочка Ванессы Редгрейв, сыгравшей здесь же королеву в более солидном возрасте).

КСТАТИ

Был ли мальчик?

Первые сомнения в авторстве Шекспира появились еще в XVIII веке, после того как было обнаружено его завещание. В нем нет ни слова о книгах, которые в XVII веке ценились высоко, а у Шекспира по идее должна быть обширная библиотека. Зато Шекспир с педантичностью ростовщика расписал, кому должно достаться каждое заработанное им пенни. Для сравнения: все современники Шекспира, от поэта Джона Донна до его конкурента Бена Джонсона, в своих завещаниях подробно описали, как подобает распорядиться их личными библиотеками...

Среди множества других серьезных аргументов - Шекспир никогда не покидал пределов Англии, а во многих его пьесах подробно описаны улочки итальянских городов, которые мог знать только тот, кто в тех местах неоднократно бывал.

Дочери драматурга были неграмотными - это тоже довольно странно для светоча Англии эпохи Возрождения. Много странностей и с портретами Шекспира, и с его захоронением (в котором никого не обнаружили). И, наконец, главное - не сохранилось ни одной строчки, написанной шекспировской рукой. На этом основании многие ученые делают вывод, что сам Шекспир был неграмотным, а его имя использовали более могущественные люди в качестве ширмы.

Среди тех, кто мог бы быть автором "Ромео и Джульетты", называли многих особ высокого происхождения. Чаще всего - того самого графа Оксфорда и графа Рэтленда. Оба обладали литературным талантом, много путешествовали, но не могли публиковать пьесы под своим именем - по целому ряду причин, включая и политические. Именно на авторстве Рэтленда настаивал российский литературовед Илья Гилилов, опубликовавший в 1997 году книгу "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса".

Были версии и о великом философе Фрэнсисе Бэконе. Правда, с чего бы Бэкону скрывать свое авторство, не очень понятно.

Битвы между учеными, верящими в подлинность существования поэта из Стратфорда-на-Эйвоне и доказывающими, что он лишь чья-то маска, миф, тянутся не первый век. Правда, официальное шекспироведение предпочитает от них отмахиваться, рассуждая в том духе, что творчество поэта "верно, потому что оно вечно", и все.