4 ноября
Загрузить еще

Известный киевский коллекционер Николай Белоусов: «Малевич престижнее, чем двадцать «Мерседесов»

«ЖЕЛАНИЕ СОБИРАТЬ ДОЛЖНО ИДТИ ИЗНУТРИ»

- Николай Павлович, вы коллекционер или антиквар? Чем отличаются эти профессии?

- Коллекционер - это тот, у кого есть страсть и желание собирать, это должно идти изнутри. А антиквар - это человек, который удовлетворяет эту страсть, он должен найти, идентифицировать и продать. Это редкая и интересная профессия. 

Хороших антикваров так же мало, как и выдающихся хирургов, летчиков-испытателей, дворников и других. Я в первую очередь коллекционер в душе, но антиквар - уже много лет моя профессия. 

- В Украине и во всем западном мире до сих пор свирепствует финансовый кризис. Что из старинных и ценных вещей стоит продавать в это время, а что, наоборот, хранить?

- Есть общее правило: продавать нужно ординарное и распространенное, а хранить нужно редкое и ценное, оно востребовано всегда, даже во время кризиса. А ширпотреб во время кризиса никому не нужен, потому что на эти товары есть разные категории покупателей.

Редкое и ценное покупают либо выдающиеся знатоки, которые даже в тяжелые времена найдут деньги, либо очень богатые люди, на которых эти невзгоды сказываются существенно меньше. А ширпотреб приобретают люди среднего класса и более низкого дохода, поэтому в кризис им не до этого - они ничего не покупают, и продать вещи даже среднего уровня крайне сложно.

Как и всегда, во время кризиса выясняется истинная ценность вещей. Ведь по-настоящему ценная вещь при любых обстоятельствах остается желанной и востребованной.

- Что именно среди ценностей можно назвать наиболее популярным, дорогим и престижным?

- В Украине основной массив в этом направлении - живопись. А в целом это зависит от традиций и культуры страны. Например, на Востоке очень престижным является коллекционирование оружия, в Европе - монет, фарфора, гравюр. Есть много вещей, которые можно коллекционировать. По сути, люди коллекционируют любой продукт человеческой деятельности - горшки, керамику, наконечники, книги. Возможность самореализации безмерна - главное, чтобы у человека проснулся интерес. 

«В УКРАИНЕ ВЕЩЕЙ МИРОВОГО УРОВНЯ НЕ ТАК МНОГО»

- Как менялся интерес украинцев к антиквариату? Что изменилось на этом рынке за время независимости?

- Объем рынка ценных вещей менялся как результат тех катаклизмов, которые происходили. Когда развалился Союз и Украина стала независимой, произошел массовый отъезд людей из страны. Многие из них обладали большим количеством ценностей, но, покидая страну, были вынуждены их продать, в связи с чем произошло их массовое перераспределение. И те, кто купил хорошие вещи в начале - середине 90-х, смогли собрать хорошие коллекции за умеренные деньги.

- Много ли ценностей было вывезено в то время?

- Думаю, достаточно большое количество, но основная их часть осталась здесь, потому что вещи, которыми обладают украинцы, ценны именно на их Родине, а никак не во Франции или в Англии. Там любят свое. А вообще во всем мире ценят вещи мирового уровня, которые национальности не имеют. Если у вас есть Пикассо, Модильяни или Архипенко, то никто не будет спрашивать, какой он национальности. Энди Уорхол по происхождению словацкий лемко, но никто не задумывается о его отношении к Восточной Европе, и его работы покупают за десятки миллионов долларов. 

- Есть ли у нас в стране вещи, на которые охотятся все коллекционеры Украины или даже всего мира?

- В Украине вещей мирового уровня не так много, а вот государственного - достаточно, например, работы Орловского, Мурашко или Эрдели. Это крайне редкая позиция, и они обладают высокой ликвидностью. Точно так же, как нет проблем продать квартиру в Киеве с видом на Днепр, в хорошем состоянии и с хорошими соседями. На всю страну всегда найдется два-три человека, которые захотят ее купить. 

- Хоть вещей мирового уровня у нас и не много, но все же что это за вещи, за которыми гоняется весь мир?

- Например, работы Александра Богомазова. Это украинский авангард, начало ХХ века, работ его не так много. Я лично присутствовал на торгах, когда его неподписная картина в Лондоне «ушла» за 1 млн 59 тыс. долларов. И это небольшая работа. Мы знаем, что в Киеве подобные произведения продавались существенно дороже, и большая часть картин Богомазова выехала из страны. Например, в собрании известного коллекционера Дудакова в Москве есть несколько выдающихся работ Богомазова, которые он купил в Киеве еще во времена Советского Союза.

Кроме этого, есть дорогие иконы, несколько артефактов скифского золота, предметы из греческих поселений. Далеко не все они музейного уровня, но их имеется достаточно большое количество. Хотя в целом на такие вещи наша страна не богатая в силу своей истории и бедности. К тому же мы не можем удержать многие ценности, потому что заграничные коллекционеры за них просто платят больше, чем наши.

- На каких мировых аукционах больше всего продают украинские предметы искусства?

- Вещи, прямо связанные с Украиной, появляются не очень часто. Больше всего на аукционах Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s. В основном это живопись, реже - иконы. Ювелирным искусством мы не представлены, на археологических аукционах всплывает только то, что было нелегально вывезено из страны. Потому что наше законодательство запрещает вывозить подобные артефакты.

Недавно на аукционе Sotheby’s были представлены работы современных украинских художников. Здесь мы пошли по пути России, чья современная живопись на мировых аукционах представлена очень неплохо. Мы только начали, но это правильный путь - нужно заявлять о себе.

По словам Николая Белоусова, больше всего украинские коллекционеры ценят живопись.


«КУПИТЬ «КРУПНУЮ» ВЕЩЬ - ЭТО ЗНАЧИТ САМОУТВЕРДИТЬСЯ»

- А куда за покупками едут украинские коллекционеры?

- Они известны на всех мировых аукционах. Когда идут профилированные торги, украинцы порою составляют до 25-30% участников. Например, на этой неделе в Лондоне будут торги по иконам, и я уверен, что значительная их часть будет куплена нашими коллекционерами. Но в то же время, например, на аукционе персидских ковров представителей Украины немного. Может быть, кто-то ковры собирает, но массово - точно нет. 

- По сути, у нас интересуются тем же, чем и на Западе?

- В принципе да. В стоимостном отношении и там, и здесь около 80% - это живопись. Хотя, например, в мире очень популярно коллекционирование фотографии, а у нас это только в зародыше. В Киеве в этом месяце пройдет первый в истории страны аукцион украинской фотографии. На Западе уже давно есть фотографии стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов. У них есть классики, среди которых и ныне живущие. 

- А для чего люди вообще покупают ценности? Какая у них цель?

- Купить «крупную» вещь - это значит самоутвердиться. В том, чтобы создать коллекцию, должна быть потребность. Это может быть элементарный пиар-ход или хорошо продуманная инвестиция.

Например, в самый разгар кризиса, полтора года назад, работу Малевича с хорошим провенансом (биографией или историей владения. - Прим. авт.) один шейх из Арабских Эмиратов купил более чем за 60 млн долларов. Я не думаю, что арабские шейхи - большие знатоки и коллекционеры творчества Малевича, но работа была выдающаяся, знаковая, и обладать ею гораздо престижнее, чем иметь двадцать «Мерседесов» или стадо верблюдов. 

Фото из личного архива Николая Белоусова

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Николай Белоусов родился в 1948 году. Окончил в 1973-м физико-технический факультет Харьковского государственного университета. С 1975 по 1995 год работал в НИИ «Орион» в городе Киеве. 

С 1996 года увлекся антиквариатом. В 2008-м открыл в Киеве галерею «Ню Арт».