Еще два года назад работа курьера считалась не самым престижным и востребованным видом занятости. На эти вакансии шли в основном или студенты, или те, кому нужна была временная подработка. Двигаешься много, платят мало, да при этом еще и постоянно рискуешь нарваться на неадекватного заказчика - согласитесь, не самые привлекательные перспективы. Но пандемия полностью изменила и саму сферу курьерской доставки, и отношение к ней.
Константин работает курьером уже больше трех лет. Когда-то он приехал в Киев из Запорожской области и, по его собственным словам, "работал во многих местах", но именно курьерская работа позволила закрепиться в столице.
- Сейчас даже смешно вспоминать, но, когда объявили первый локдаун, я был уверен, что курьерская доставка свернется до минимума и я останусь без работы, - признается Константин. - Моя логика была проста: закрываются магазины - закрывается и доставка. Но оказалось все с точностью до наоборот, так что работаю и зарабатываю.
По словам моего собеседника, отношение клиентов в период коронавируса стало гораздо лучше. Конечно, есть те, кто уже в домофон начинают кричать "ближе чем на три метра к дверям не подходить!", но таких меньшинство. Большинство, к счастью, не только вполне адекватны, но и оставляют хорошие чаевые.
- Первое время я очень боялся заболеть, несмотря на все меры предосторожности, но почему-то за все это время так и не заболел. А летом я вакцинировался и вообще почувствовал себя "бессмертным", - смеется Константин. - Работу пока менять не собираюсь - мне нравится постоянно быть на свежем воздухе и в определенной мере чувствовать себя свободным. А коронавирус сделал мою работу еще и значимой: помню, в первые дни локдауна мы почувствовали, что выполняем социальную миссию. Конечно, не наравне с врачами, но все-таки. Даже как-то услышал, что курьеры - это "супергерои карантина". Мне понравилось.
Поскольку Константин - курьер с большим стажем, то может много рассказать, что изменилось в пандемию в поведении клиентов. По его словам, во-первых, стало гораздо меньше конфликтных заказчиков. Во-вторых, число заказов и их стоимость по сравнению с доковидными временами выросли. В-третьих, выросло число заказов из аптек. И, наконец, в-четвертых, значительно уменьшилось число клиентов, которые раньше заказывали много вещей, чтобы просто примерить, и из пяти платьев покупали в лучшем случае одно.
Михаил работу курьера освоил только год назад. Компания, в которой он трудился, не пережила даже первый локдаун. Какое-то время Михаил был без работы, переболел коронавирусом, потом решил временно устроиться курьером и вот это "временно" продолжается уже год.
- Интересные истории были, но, возможно, это только мне они кажутся интересными? - говорит Михаил. - Например, одна женщина потребовала, чтобы перед тем, как отдать ей заказ, я снял маску. Я думал, что она хочет по каким-то причинам увидеть мое лицо, но дело оказалось не в этом. Она пояснила, что я шел в этой маске по улице, и на ней может быть вирус. Или вот еще, помню такого заказчика: в период жесткого локдауна он пять дней подряд заказывал продукты по минимуму. В какой-то день заказал пиво и чипсы, в какой-то - соль и палку колбасы, в какой-то - пачку макарон, потом просто пару бутылок воды. Создавалось впечатление, что ему не продукты нужны, а просто для него это способ увидеть живого человека.
В отличие от коллеги Михаил большими чаевыми похвастаться не может. Но, говорит, что клиенты к нему относятся очень приветливо, всегда благодарят, несколько раз в благодарность давали что-то из принесенного заказа - шоколадный батончик или пакетик снеков, а как-то одна бабушка, которой внук заказал продукты, подарила банку соленых огурцов.
У друзей и знакомых отношение к курьерской доставке самое разное - от "я всегда пользуюсь курьерской доставкой" до "никогда не заказываю доставку еды, потому что брезгую".
Например, моя подруга настолько привыкла к доставке во время первого локдауна, что за полтора года была в супермаркете считаные разы.
- Сначала опасалась идти в магазин из-за возможности заразиться, - вспоминает подруга. - Потом вошла во вкус: вопреки моим опасениям, мне ни разу не подсунули ни подгнившие фрукты, ни молоко с истекающим сроком годности. Так что постепенно привыкла и начала заказывать доставку не только своей семье, но и родителям. А сейчас вышла на работу, времени ни на что не хватает, так что доставка - это настоящее спасение, очень экономит время.
Кстати, во время карантина подруга подсела не только на доставку из супермаркета, но и на доставку из грузинского ресторана. Несмотря на то, что она никогда не была в этом ресторане "очно", заочно она - завсегдатай и постоянный клиент.
В то же время некоторые знакомые говорят, что еду из ресторана они не заказывает никогда, потому что брезгуют. Представляют, что курьер может попробовать их блюдо или открыть и посмотреть, что там, потрогать грязными руками. Не говоря уже о пресловутом "плюнуть".
- Примерно 10-15% клиентов заказывают самовывоз, - отметила в комментарии "КП в Украине" директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. - Это как раз те люди, которые либо брезгуют, либо не хотят видеть в доме чужого человека. Знаю случаи, когда люди отказывались даже от доставки воды именно потому, что не нравились доставщики.
По словам эксперта, случаи поедания заказов есть и будут, но вероятность попасть на таких курьеров минимальна, если ресторан использует собственную службу доставки. Так как в ресторанных службах нет огромных оборотов и персонала нужно на порядок меньше, то часто курьерами работают официанты - настоящие или бывшие, то есть люди, которые ранее прошли отбор.
А вот в больших курьерских службах недобросовестные курьеры встречаются чаще. Это связано с тем, говорит Насонова, что курьеров им нужно очень много, и когда персонала не хватает, в спешке берут любых кандидатов.
По данным кадрового портала grc.ua, три четверти работодателей (78%) ищут курьеров без опыта работы или с минимальным опытом работы. Среди основных требований к курьерам аналитики выделяют умение работать в команде (58%), грамотную речь (53%), презентабельный внешний вид (42%), умение находить общий язык с людьми (40%) и знание города (38%). Наличие водительского удостоверения категории "В" важно для 42% работодателей, категория "А" интересует 8% работодателей. Еще 2% компаний ищут курьера со знанием английского языка.
По данным портала, средняя зарплата курьера в Украине составляет около 12 тыс. грн. При этом четверть работодателей, которые ищут курьеров на этой площадке, предлагают зарплату от 5,6 тыс. до 10,5 тыс. грн. Чаще всего такие суммы предлагают курьерам ресторанов и кафе. Работодатели обеспечивают сотрудников транспортом (самокат или мопед), брендированной униформой и бесплатными обедами.
Сети супермаркетов и продуктовых магазинов, почтовые операторы предлагают зарплату от 10 до 16 тыс. грн. Такую сумму обещают в каждой четвертой-пятой вакансии. Например, пеший курьер "Новой Почты" может рассчитывать на сумму до 15 тыс. грн. Бонусом обещают все социальные гарантии согласно КЗоТ - официальное трудоустройство, оплата отпуска и больничных. Похожие условия предлагают и курьерам в Fozzy Group (бонусы - гибкий график работы, медицинское страхование и 30%-ная скидка на собственную продукцию "Сільпо").
Еще 20% работодателей готовы платить курьерам до 20 тыс. грн. Чаще всего это водители на автомобиле - как своем, так и служебном. Работа заключается в выполнении адресной доставки из ресторанов, магазинов, аптек и т.д. Опыт работы не нужен, главное - знание города, наличие прав и готовность работать сменами по 4-8 часов. Интересно, что крупные сетевые ритейлеры за аналогичную работу водителем-курьером на собственном автомобиле готовы платить больше (до 25 тыс. грн). Таких вакансий - 14% от общего количества актуальных вакансий категории "Курьер".
Оклад от 25 тыс. грн курьерам предлагают всего 5% работодателей. Как правило, это курьеры в офис, которые развозят документы и выполняют мелкие поручения. Чтобы получить такую работу, нужно соответствовать ряду требований: грамотная речь, аккуратность, скорость, отсутствие проблем с законом, хорошая кредитная история.
Данные компании Jooble относительно курьерских вакансий схожи с выводами коллег. По данным портала, среди требований работодателей в вакансиях чаще всего указываются возраст соискателя старше 18 лет, а также наличие водительских прав и опыт вождения, поскольку значительная часть предложений по работе курьером касается работы на авто- или мототранспорте. Также для работодателей важны ответственность, пунктуальность и аккуратность. Среди навыков, которые указывают в требованиях нечасто - знание английского языка (таких предложений менее 1%).
Зарплатная вилка для курьеров, по данным Jooble, составляет от 5 тыс. до 22 тыс. грн в месяц, но может быть и выше. Это зависит от типа занятости (частичной или полной), графика работы, количества обработанных заказов, наличия собственного транспорта.
- Наличие сертификата о вакцинации работодатели в своих вакансиях указывают очень редко, - констатирует Елена Кирильевнина, руководитель отдела по работе с партнерами Jooble. - Но, учитывая, что сейчас действуют карантинные ограничения и предприятия не могут допускать до работы невакцинированных сотрудников, можно предположить, что этот вопрос озвучивается непосредственно во время собеседования.