1 ноября в Киеве заработали новые правила, которые поставили невакцинированных жителей столицы в очень неудобные условия. Для того чтобы зайти в торговый центр, транспорт или ресторан, теперь нужен сертификат, в противном случае и бизнесу, и клиентам грозят штрафами.
Мы поговорили с коллегами, друзьями и знакомыми, заглянули в кафе, ТРЦ и салоны красоты и выяснили, как прошли первые три дня по новым правилам.
В воскресенье я вспомнила, что мне нужно купить пуховик, и тут же поехала в ТЦ. Такая высокая скорость принятия решения объясняется просто: с понедельника Киев в «красной зоне», а это значит, что теперь покупка пуховиков доступна только счастливым обладателям сертификатов. Всем остальным придется ходить, в чем есть. Так что пришлось ускориться.
В магазине я быстро выбрала две модели и размышляла, на какой из них остановиться. Продавец предложила подумать и прийти за покупкой на следующий день. А услышав, что у меня нет сертификата, сообщила, что это вовсе не препятствие.
- Во-первых, сертификаты если и будут проверять, то только у продавцов и только в первые дни – мы все это уже с масками проходили, - пояснила она. – Во-вторых, если вы все же не хотите заходить в магазин, опасаясь штрафа, можете мне позвонить – я вам куртку на улицу вынесу, еще раз померяете.
Ехать в ТЦ в понедельник и мерять одежду на улице мне показалось не очень удачным вариантом, так что пуховик я все же купила. Но рассказы друзей и знакомых о посещении самых разные торговых центров в эти три дня в «красной зоне» показали, что продавец была права: сертификат проверяют не везде и не у всех.
Так, по словам подруги, она прошла в торговый центр недалеко от своего дома совершенно беспрепятственно. Аналогичную историю рассказала и коллега:
- Родители с внуком пошли в ТРЦ и подготовились довольно основательно: скачали «Дію», на всякий случай распечатали сертификаты. Охранник на входе спросил, есть ли у них сертификаты, и родители честно ответили, что есть. Смотреть их охранник не стал – пропустил так. В ТРЦ они зашли в детский магазин, где им уже задали другой вопрос: на входе сертификаты проверяли? Они сказали, что проверяли, и больше к ним вопросов не было.
Судя по тому, что происходит в столичных заведениях общепита, единую стратегию кафе и рестораны не выработали. Одни закрылись, чтобы переждать одну-две недели и посмотреть, как это работает, ведь уже сейчас понятно, что вакцинированных клиентов на всех не хватит. Другие вяло интересуются сертификатами, но признаются, что делать это как-то непривычно. Во-первых, все понимают, что это, мягко говоря, не очень законно. Во-вторых, не хочется терять постоянных клиентов.
«Новости красной зоны. Посетители ресторанов никак не могут привыкнуть к тому, что с них спрашивают документы, - написала на своей странице в соцсети директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. - Первый раз в истории бизнеса клиент начал представлять угрозу, и его нужно учиться грамотно посылать. Многие обижаются. Но многие и сами показывают какие-то коды, бумажки, не дожидаясь строгого взгляда администратора и вопроса «Руки мыли?». Замечено, что чем моложе публика, тем охотнее она играет в игру «покажи документы». Кому-то это кажется нормальным. Мне - нет. И я не устану повторять, что нечего перекладывать на рестораны функцию контроля за распространением ковида, сифилиса или туберкулеза».
Есть среди ресторанов и те, кто пошел против системы – в Киеве это прежде всего «Nebos на Майдані».
«В нашем заведении можно быть всем, можно есть без маски, нам кажется, что это как-то нормально», - заявили в «Небосе» и пообещали никогда не выгонять гостей из-за отсутствия вакцины.
Понятно, что для того, чтобы позволить себе отстаивать такую позицию, нужна не только уверенность в своей правоте, но и команда хороших юристов. А таким похвастаться могут немногие рестораны, так что каждый находит свой выход.
Несколько кафе у дома в моем микрорайоне пошли своим путем: они просто перешли на работу «на вынос», как это было во время локдауна.
- Владелец сказал, что, если мы будем спрашивать сертификаты, растеряем всех клиентов, да мы, честно говоря, и сами морально не готовы требовать у клиентов документы, - говорит бариста одной из таких кофеен. – Если бы я хотел быть полицейским, я бы пошел работать в полицию, но я варю кофе! Поэтому решили пойти на такой компромисс: снова работать только на вынос. И закон не нарушаем, и клиентов не делим на «правильных» и «неправильных».
Салоны красоты от ограничений устали. Говорят, что стричь, красить и делать укладки в масках уже как-то привыкли, но требовать с клиентов еще и сертификаты многие считают перебором. Моя мастер по маникюру не требует не то что сертификат – даже маску. То есть сама она в маске (но она и в доковидные времена в ней работала), а наличие маски на клиенте оставляет на его усмотрение.
Подруга сегодня (3 ноября) была в СПА-салоне, и пофигизм заведения ее даже немного удивил.
- Без масок все – и персонал, и посетители, так что мне в маске было даже как-то некомфортно, - говорит она. – Естественно, моим сертификатом никто не интересовался.
Аналогичная ситуация в парикмахерской возле моего дома, куда я заглянула, чтобы «пробить обстановку». Без маски работают не только мастера, но и администраторы, так что о сертификатах здесь даже не вспоминают.
А вот в фитнес-клубах решили придерживаться правил. Так что сотрудники на ресепшене, которые, выдавая ключи от шкафчиков, уже больше года меряют посетителям температуру, теперь еще и сертификаты проверяют.
Кстати, число посетителей в спортклубах, по оценкам тех, кто в них был в эти три дня, снизилось в разы.
В салонах красоты клиентам разрешают находиться без масок. Но для тех же барбершопов это, в общем-то, логично. Фото: REUTERS/Sandra Sanders
Ни на открытых, ни на закрытых рынках сертификаты (по крайней мере, у покупателей) не проверяют, но продавцов стало гораздо меньше. Многие точки с продуктами просто закрылись и когда откроются – непонятно.
- Зашла сегодня на «Житний рынок», у входа – огромная очередь, - рассказывает знакомая. – Даже любопытно стало: что же это за дефицитный товар продают с такими очередями? Оказалось, что это очередь на вакцинацию. А вот как раз товара, как и продавцов, мало. Продавец, у которой я покупала мясо, спросила: вы сертифицированы? И не дожидаясь ответа, весело расхохоталась, что натолкнуло меня на мысль, что она-то как раз и «не сертифицирована».
В небольшом магазинчике верхней одежды подругу вчера попросили на входе показать сертификат:
- Я достала телефон, показала и задала встречный вопрос девочке на входе: а у вас такой есть? Она достала свой телефон и показала мне свой сертификат. Как-то по-новому сегодня начинаются посещения магазинов.
Тем временем приложение «Дія» живет своей жизнью, и, судя по комментариям в соцсетях, его разработчики серьезно испортили себе карму. Как только наступило время «Ч», то бишь «красная зона», приложение продемонстрировало пользователям весь спектр своих выкрутасов, предлагая «попробовать позже».
«Вы что, серьезно? – возмущается один из пользователей. - Уже несколько часов не могу зайти в «Дію». Ни в транспорт, ни в ТРЦ, ни в кафе… Тупо стою под дождем. Сертификаты про «5G-чипирование» же в «Дії».
Другой пользователь рассказывает историю, как сертификаты исчезали, а потом самостоятельно подтягивались, и приходит к выводу: «Дія» – это самое автономное приложение в его жизни, поскольку оно делает, что хочет и когда хочет.
Опытные пользователи приложения поделились наработками: нужно скачать сертификат с «веб-Дії», сделать скрин и сохранить его в галерее. И, естественно, всегда иметь при себе распечатку – то есть старый добрый бумажный вариант.
Честно говоря, все это очень напоминает старый анекдот о том, как пассажир автобуса закомпостировал два талончика на случай, если один потеряет. А на вопрос, что он предпримет, если потеряет оба талона, гордо ответил: «А на этот случай у меня проездной!».