По истечении многих лет любая история обрастает бесконечным количеством баек, украшается деталями для пущей важности, появляются совершенно фантастические факты. Так произошло и с легендами о наших предках казаках. Поэтому в день Запорожского казачества мы решили проверить на прочность несколько самых известных рассказов о славных предках. Помог нам в этом руководитель «Новой археологической школы» Олег Тубольцев.
Откуда появились первые казаки
Происхождение казаков тоже остается весьма таинственным. На уроках истории и даже на научных симпозиумах часто говорят, что запорожское казачество сформировалось из бежавших крестьян во времена Речи Посполиты. Сама гипотеза, возможно, и верна, но лишь по отношению к более поздним формированиям войска. Но что же касается самых первых основателей Сечи, то здесь возникает очень много вопросов. Например, первые упоминания о казаках, которые появляются в летописях, уже описывают наших предков могучим войском, с удивительной дисциплиной и не менее удивительным владением оружия. Их сравнивают даже с рыцарским орденом, в который, как известно, не мог попасть ни один крестьянин. Люди, состоящие в подобных орденах, походили из высоких родов и с самого детства обучались искусству войны.
И уже на этом этапе истории закрадывается подозрение, что это вряд ли бежавшие крестьяне, с рождения державшие в руках только плуг. Тем более, что на то время казак был пехотинцем, вооруженным мушкетом. А подобное оружие было очень дорогим удовольствием, ведь один пороховой выстрел по стоимости приравнивался к цене за одну или две коровы. Очень сложно вериться и в то, что за достаточно короткое время казаки смогли практически полностью создать свою культуру.
Ведь у них были и свои праздники, свои идолы и даже своя собственная иерархия: джуры, товарищества, кошевые, гетманы. Все это так или иначе доказывает то, что изначально казаки не были беглецами. Скорее всего, это народ, который пришел к нам на наши земли с юга теперешней Украины, принеся с собой свои обычаи и традиции. Возможно, это были бродники (так называли южное население), о них часто упоминают в летописях тех времен. Кстати, бродников очень часто противопоставляли Киевской Руси, вероятно, именно они и стали ранними казаками, а не бежавшие крестьяне.
Запорожцы и эпистолярный жанр
А художник на казацкую «утку» купился именно он. Скорее всего, Илья Репин услышал подобную байку от старожилов, которые еще застали казацкие времена. Местные жители пересказали художнику, по сути, еще одну байку о бесстрашии и юморе предков, а Репин прославил эту легенду практически на весь мир. Кстати, персонажаминатурщиками для картины стали, скорее всего, те же самые любители рассказов. Уже давно не секрет то, что художник для пущей реалистичности картины срисовывал только прямых потомков запорожских казаков. Вот так и появилась самая первая и самая известная байка о народе, живущем за Днепровскими порогами.
Самый легендарный атаман на Сечи
Казак Сирко, легенды о котором до сих пор живут в современном мире не только в виде баек, но и настоящих научных работах. Это был, наверное, самый известный казакхарактерник, что на современном языке означает чародей. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»
Запорожцы говорили, что равного ему в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом (старославянское название волка). Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу.
Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какойто мере это было оправдано, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.
Он владел тайными знаниями,находить клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!»Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена богагромовержца представляли в сопровождении двух волков, или хортов. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сирко» — один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортица.
Возможно, часть легенды действительно правда, ведь Иван Сирко, был необычайно талантливым воином и выдающимся политическим деятелем своего времени, осуществил около 50 военных походов и не потерпел ни одного поражения. Возможно, именно такое завидное везение и списывали на магию. Хотя известно, что казак был действительно хорошим стратегом, ведь ни один бой невозможно выиграть на одном везении.
Клады наших предков существуют
Еще одна известная байка запорожской земли это казацкий клад. Его ищут и на острове Хортица, и в Плавнях или в Змеиной пещере. По легендам казаки все отобранное в походах на турков и монгол прятали в бочонки, закапывая невдалеке от своих куреней или специальном секретном месте.
Теоретически это вполне возможно, потому как у сечевых казаков была своя «скарбниця» и согласно традициям все полученное в бою складывалось вместе. Все золото и драгоценности шли на общее благо и тратить на свои нужды этот клад никто не мог. Но зная залихватскую натуру казаков, деньги в «скарбниці» долго не держались ведь вооружение армии во все времена стоило весьма не дешево. Возможно, именно поэтому за всю историю археологии в наших краях не было найдено ни одного бочонка, набитого золотом или какоголибо артефакта тех времен.
В основном во время раскопок находят ордынские монеты, медные деньги, китайские блюда, шелка или остатки дорогих кафтанов. Все это было ценным во времена наших предков, но сейчас, кроме как исторической, никакой другой ценности не имеет. Тем более, что для каждого из нас обыкновенные вещи иногда бывают ценнее какоголибо золота. Так казак мог припрятать перед боем свою любимую люльку и для него это был самый дорогой клад. Хотя вероятность того, что гдето на нашей земле действительно закопаны сокровища, исключить нельзя, просто пока что еще никому не посчастливилось их найти.