Не тот цемент
Прокуратура взялась за проверку возведение переходов через Днепр. И уже сейчас ревизорам понятно, что затянется она лет на пять. Кроме того, что правоохранители смотрят расходы субвенций на бумаге, они также решили проверить качество мостов на практике.
- Водолазы обследовали опоры новых переходов, - сообщает пресс-служба прокуратуры в Запорожской области. – И увидела, что отдельные элементы конструкции уже начали разрушаться. Также они обнаружили отслоение ее внешних частей и отдельных элементов. Один из фрагментов здания конструкции специалисты убрали.
У правоохранителей закралась мысль, что фирма, которая в качестве субподрядчика занималась поставкой стройматериалов, привозили некачественный бетон.
Потому отслоенные частицы отправили в лабораторию столицы на исследование. И самые страшные опасения силовиков, подтвердились.
- При строительстве опоры использовался бетон ненадлежащей марки и класса, а прочность бетона не отвечает установленным ГОСТам, - продолжают в прокуратуре, ссылаясь на данные лаборатории.
И пока правоохранители устанавливают размер ущерба, строители не спешат с выводами.
- Это должны быть полноценные специализированные исследования, - говорит замначальника Службы автомобильных дорог в Запорожской области Александр Шандыба. – Ведь мы не знаем, откуда именно взяли эту частицу. Возможно, это кусок временного тампонажного покрытия, который изначально использовали вовремя бурения под сваи, затем для создания "кожуха" при заливке бетона в металлические конструкции. И он может крошиться, в этом нет ничего страшного. И пока не будет официального заключения, говорить об этом сложно и некорректно.
- Перед тем, как использовать ту или иную марку бетона в таком масштабном проекте, как строительство переходов, проводят длительные лабораторные экспертизы материалов, - подытожил начальник отдела качества технического контроля и новых технологий Службы автомобильных дорог в Запорожской области Сергей Диденко. – Нужно разобраться, что это за кусочек, который брали на исследование.
По словам специалистов, если факт использования ненадлежащей марки и класса бетона, докажут, то в первую очередь нужно выяснять этот факт с подрядчиком и поставщиком.
Без инвестора
И пока силовики занимаются проверками, монтажники продолжают потихоньку строить.
- Сейчас специалисты выполняют частичные работы на 5-ом сооружении – это участок дороги над островом Хортица, - объяснили в Службе автомобильных дорог.
К слову, в этом году выделили всего 1 миллион 700 тысяч гривен, хотя обещали значительно больше - 82 миллиона. Хотя и это капля в море. Ведь только для того, чтобы открыть первую очередь мостов необходимо 1,5 миллиарда гривен.
Но пока следующий транш нам никто даже не обещает. Дело в том, что в правительстве не поддержали идею губернатора получить 500 миллионов долларов от американского инвестора.
- Я был в Киеве, обсуждал возможность получения госгарантий на мосты. Но нас пока проcят подождать в связи с военной ситуацией в стране, - отметил Валерий Баранов.
Конечно же, пока на юго-востоке страны идет АТО, мы можем подождать. Главное, чтобы нынешние опоры не пришлось перестраивать. Хотя строители убеждены, что в этом необходимости не будет.
ТТХ магистрали
Начало строительства – 2004 год. Сдача в эксплуатацию: первоначальный срок – 2010 год, сейчас - первая очередь мостов – конец 2014 года, вторая очередь – не озвучивают.
Стоимость: первоначально строительство оценивали в 1,9 миллиардов гривен, но за прошедшие годы "растянутого возведения" смета выросла в несколько раз и составляет почти 7 миллиардов гривен. Уже потрачено – почти 2,7 миллиарда, работы выполнены на 70% (в начале 2012 было 20%).
КОНКРЕТНО
Сколько денег уже получили: