Загрузить еще

Харьков: Культурный путь к себе и обратно

Харьков: Культурный путь к себе и обратно
Русский Харьков как авангард украинской культуры
 
Пророссийский и русскоговорящий, - этот штамп в отношении к городу теряет актуальность. Опираясь на факты, обнаруживаешь крутой вклад Харькова в развитие национальной культуры: от литературы до шоу-бизнеса.
 
Андрей Жолдак. Режиссер-скандал, новатор, европейская знаменитость, с 2002 по 2005 главный режиссер и руководитель Харьковского театра имени Шевченко. Годы в Харькове, практически единственный период в жизни Жолдака, когда у него был "свой" театр в родной стране. Его попытки закрепиться в столице ни к чему не привели – слишком громкий, слишком, самостоятельный и вообще не понятный. Хотя в многочисленных интервью режиссер не раз говорил, что мечтает работать именно на родине. Если об этом напишут в учебнике – будет классика: начиная с преемственности поколений, - Жолдак в начале 21 века приехал работать именно в Харьков из-за Леся Курбаса, который в начале 20 века создал в нашем городе театр "Березиль", позже превратившийся в Театр украинской драмы имени Шевченко. Оба новаторы, оба на острие скандала. Обоих вспоминают долго и по-разному.

 

Сергей Жадан. Харьковчанин. Очень украинский поэт и писатель. Его книги переведены на более, чем десяток языков. В том числе и на русский. Интересно читать отзывы и рецензии на произведения Жадана в авторитетных российских изданиях. "Жадан, на мой взгляд, скорее рано, чем поздно, станет нобелевским лауреатом по литературе. По меньшей мере, изо всех литераторов, пишущих на просторах бывшего СССР, шансы у него наивысшие", - пишет очень строгий Виктор Топоров в статье о литературных итогах 2009 года. Шестидесятипятилетнего Топорова называют главным питерским критиком-скандалистом, которого боятся и свои, и чужие. Или вот, к примеру, другая крайность – глянцевый журнал "GQ": "Ну почему он, блин, хохол? Почему в России нет своего Жадана?". Харьков Жаданом, конечно, гордится, но на правах родины, часто "пинает" за особое мнение и независимую позицию.

ТНМК: Танок на майдане Конго. Музыкальный коллектив. Начинался как группа "Новые дома", по названию района, где жили участники группы В 1997 году в Харькове неожиданно случился фестиваль "Червона рута". Почему для очередной "Руты", главным условием участия которой было исполнение песен на украинском языке, площадкой стал в то время абсолютно русскоязычный Харьков, есть много версий. Но главное – результат, а он получился ошеломляющий. Как пишут сами "Танки" на сайте группы, "ощущение всех, кто был там, одинаковы — это было самое величественное культурное событие в истории Украины. Все совпало — огромный бюджет, сильный состав участников, голодный до новой музыки Харьков". Именно для "Червоной руты" были написаны первые украинские песни ТНМК и именно с этого фестиваля для "Танков" началось движение вперед и вверх.
 
Малая родина: вернуться, чтобы вернуть
 
Отчасти продолжая музыкальную тему, отчасти начиная описывать другую грань культурных традиций Харькова, невозможно пройти мимо взаимоотношений города и тех, для кого он был или стал родным. "Наши" люди, уходя в мир, всегда пытались присоединить к нему свой город.
 
Вахтанг Жордания. Дирижер. Не харьковчанин по рождению, но бесспорно большая глава в культурной книге города. Симфонический оркестр Харьковской филармонии, который Жордания возглавлял в семидесятых-восьмидесятых годах, он сумел сделать одним из лучших в Советском Союзе. После Харькова, его жизнь – часть уже американской музыкальной истории. Однако, маэстро в любимый город все же вернулся: в 2001 году Вахтанг Жордания учредил в Харькове международный конкурс дирижеров, который финансировал в значительной степени из личных средств. Пять лет подряд в город съезжались дирижеры со всего мира, - подарок для слушателей, тренировка и реклама для оркестра филармонии, имидж для города. После смерти Жордания, конкурс закрылся из-за отсутствия средств, но уже в 2011 в филармонии заговорили о возрождении международных дирижерских "соревнований" под брэндом "Вахтанг Жордания — Третье тысячелетие".

 

Владимир Крайнев. Пианист, педагог, общественный деятель. Для Харькова культурного - фигура первой величины. Крайнев родился в Красноярске, куда из Харькова была эвакуирована его семья. После Победы в 1945 году Крайневы вернулись в город. В пять лет Владимир Крайнев поступил в музыкальную школу, почти полвека спустя поддержал и развил идею директора Харьковской средней специальной музыкальной школы, основав "Международный конкурс юных пианистов Владимира Крайнева". Конкурс проходит в городе каждые два года, - в 2010 году состоялся юбилейный десятый. Конкурс Крайнева для города не просто престижное мероприятие, на которое ориентируются молодые музыканты со всего мира, - это целая программа развития молодых талантов, обеспечивающая стипендии и концерты победителям. Следующий конкурс в 2012 году пройдет без "отца-основателя". Владимир Крайнев умер 29 апреля 2011 года.

 

Валерий Соколов. Все еще молодой, но уже давно один из самых успешных украинских скрипачей. Живет в Европе, дает концерты по всему миру. Возвращается в родной город не только, чтобы сыграть для завсегдатаев и новичков филармонии, в 2010 году придумал "Международный Фестиваль Камерной Музыки и Академию "Музыкальные Вечера". В юбилейном для независимости Украины году ждем второй фестиваль, еще обширнее и масштабней первого: высокий уровень исполнителей из разных стран и мастер-классы именитых музыкантов для учеников музыкальной спецшколы и филармонии.

Современное искусство: родина звезд
 
Харьков, как родина нестандартного искусства, - тема, как минимум для диссертации. Но если коротко описать несколько плодов, сорванных с одной только ветки культурного дерева, набросок получится очень громко говорящий. Набросок, потому что речь идет о художниках – в широком смысле этого слова.
 
Павел Маков. Учился, живет и работает в Харькове. Зато его картины путешествуют и живут по всему земному шару, начиная от Государственной Третьяковской галереи в Москве, через Метрополитен-музей Нью-Йорка и до Лондонского музея Виктории и Альберта. В 2009 году работы Макова продавались на знаменитом аукционе "Sotheby's". Харьковчане же без всякого пиетета ходят на выставки Павла Макова несколько раз в год. Не каждому городу так везет.

 

Боб Михайлов. Единственный украинский лауреат международной премии "Хассельблад" (эквивалент Нобелевской премии в области фотографии) в 2000 году. Как приятно прочесть в его биографии "живет и работает в Берлине и в Харькове". На самом деле, чаще, конечно в Берлине. И большинство персональных выставок мэтра называются иностранными буквами. Тем не менее, встретить в Харькове Бориса Михайлова не сложно. В апреле 2011-го, к примеру, он презентовал здесь фотоальбом "Чай. Кофе. Капучино", по сути, - рассказ об Украине и украинцах в течение 10 лет. "На Михайлова", когда приезжает рассказать о свежей Венецианской бьеннале или "свое" показывает в первую очередь слетается вся творческая молодежь. А Михайлову, между прочим, уже 73 года.

Гамлет Зиньковский и Роман Минин. И снова молодые и известные больше где-то, чем здесь. Однако, в случае с этими двумя есть любопытная деталь: даже, если они не дома, здесь в Харькове всегда их Пушкин на Пушкинской и Гоголь на Гоголя, - микс стрит-арта и философии. Сегодня их персонажи веселят российский город Пермь, где "наши" люди помогают Марату Гельману и Артемию Лебедеву делать культурную революцию.
 
За 20 лет независимой истории города случалось разное, - и полный застой, и, казалось бы, ничем не обоснованные вспышки, даже культурные взрывы. Важен итог: если в городе около 30-ти негосударственных театров, если оркестр Харьковской филармонии играет не только на концертных площадках страны и зарубежья, но и в метро и в заводском цеху, если в "Ночь музеев" городские галереи, только по официальной статистике, посетило 25 тысяч человек, если в городе уже пять лет каждая весна это обязательно международный джазовый фестиваль "ZA JAZZ FEST", если самый первый стационарный кинотеатр в Российской империи "Боммеръ" пережил не только революцию и СССР, но и новый капитализм, став главным в городе по нестандартному кино, если город может себе все это позволить и вместить, не нужны никакие выводы и обобщения. Хочется просто пригласить всех в гости. У нас интересно.