БУДУЩАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ МЕККА
Краем глаза увидеть Кременчугское водохранилище доводилось многим, кто ездил в Киев автомобилем или автобусом из Запорожья, Донецка, Днепропетровска, Крыма… Популярная у водителей автодорога Н-08 на границе Черкасской и Полтавской областей проходит по мосту через устье реки Сула, впадающей в Днепр.
По одну сторону моста открывается потрясающий вид: огромное, залитое водой пространство до самого горизонта, цепочка островов вдалеке и волны, которые в ветреную погоду с грохотом разбиваются о прибрежные камни, - не отличишь от Крыма или Одессы, настоящее море! Вода только пресная…
- Здешние места в будущем станут туристической Меккой, - убеждает меня главный архитектор Глобинского района Полтавской области Валентин Алексеевич Стежка. - Да и самому здесь жить хорошо, кто ж не захочет иметь домик у моря! И при этом - в самом центре Украины! До Киева на автомобиле два с половиной часа, до Полтавы - и того меньше. А какая у нас природа, а рыбалка! Может, не сразу, но - помяните мое слово - за зеленым туризмом будущее. Нам качественной инфраструктуры не хватает.
Вместе с Валентином Алексеевичем мы отправляемся в прибрежное село Мозолиевка, где любоваться прибоем рукотворного моря можно бесконечно. Но вот жители прибрежных сел Глобинского района от соседства с морем далеко не в восторге. Да и мой гид, вспомнив об инфраструктуре как само собой разумеющееся, обошел другую - главную - проблему этих мест: превращенный в море Днепр размывает свои же берега, «съедая» по метрам плодородные земли, сады, целые села… Мозолиевка - наглядный пример, сейчас это село буквально нависает над днепровской кручей, жилые дома - в 15 метрах от обрыва. Когда-то это расстояние было раз в 20 больше…
- Не надо было строить плотину, - высказывает свое мнение председатель Пронозовского сельсовета Степан Васильевич Скрыль (в его ведении находится и Мозолиевка). - Сколько сел затопили, сколько заливных лугов под водой пропало… Вот природа и мстит теперь…
Эту точку зрения разделяет большинство местных. Кремечугскую ГЭС - третью на Днепровском каскаде (после Киевской и Каневской) - сдали в 1959-1960-е годы - в совершенно особое время «хрущевского новаторства», когда проекты выращивания кукурузы еще только обсуждались, а к грандиозному плану поворота сибирских рек вспять уже, считай, приступили. Голоса полтавских экологов, предупреждавших о возможных последствиях - возникновение болот, гибель сельхозугодий и лесных массивов, исчезновение целых пород рыбы - никто слушать не желал. В итоге Кременчугское море оказалось самым большим на Днепровском каскаде, в некоторых местах оно разлилось на 28 километров вширь - почти как Ла-Манш. Первые 20-30 лет - сейчас никто точно и не скажет - вело оно себя тихо, потом понемногу начало подмывать крутые берега, и с каждым годом все быстрее. Словно бы природа действительно начала мстить человеку за своеволие.
- Сейчас в год смывает до 20 метров суши, а сколько всего ее уже «ушло», даже в голову не укладывается - более 800 гектаров! - говорит Валентин Стежка. - Были случаи, получил человек большой земельный пай, а осталось в конечном счете у него несколько соток. Засеяли поле пшеницей, вырастили ее - а море берег подмыло, и весь урожай в воду ушел.
|
32 МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК В ОПАСНОСТИ
Эксперты говорят, что проблема размывания берегов - не исключительно Полтавская. В других регионах, на других водохранилищах та же самая ситуация. Но именно в Полтавской области она - самая угрожающая. Еще и по той причине, что вода здесь начала размывать старые сельские кладбища.
- С Мозолиевского кладбища в Днепр падают гробы. Местные жители не раз видели, как они после сильного ветра плавают в море, уже больше 16 насчитали, - рассказывает Степан Скрыль. - Некоторые погребения настолько стары, что и гробы-то не сохранились. И кости покойников хорошо видно, если пройти вдоль берега.
Подобраться к старому кладбищу можно только по воде. Идти трудно - ноги иногда по колено увязают в глине - это прибрежный грунт, обрушившийся с круч. Повсюду плавают упавшие в воду деревья, некоторые, провалившиеся в последние дни, еще с зелеными листьями. Кладбище можно различить сразу - по огромному количеству ям в кручах, нависающих над берегом. Это опустевшие могилы, откуда домовины смыло в воду, кое-где есть и человеческие кости.
- На этом кладбище, бывало, что двух человек хоронили в одной могиле. Так чаще всего бывало во время эпидемий, - объясняет Скрыль. - Беда в том, что споры самых разных заболеваний - бутулизма, туберкулеза, холеры, чумы - живут в погребениях сотни лет. Когда в могилу попадает вода, возникает риск массового отравления. Виктор Акимов, бывший санитарный врач Кременчуга, который развивал программу «Питьевая вода Украины», предупреждал - из-за процесса размывания берегов под угрозой все, кто пьет воду из Днепра. А это не менее 32 миллионов человек. В первую очередь - жители Кременчуга, Комсомольска и других окрестных городов: они забирают воду прямо из водохранилища, причем находятся ниже по течению, чем наши кладбища.
|
ЕСТЬ ЛИ У ГОСУДАРСТВА ДЕЛА ВАЖНЕЕ?
- Есть ли решение проблемы? - спрашиваю у Валентина Стежки.
- Безусловно! Там, например, где на склонах выросли вербы, процесс разрушения несколько замедлился. Вербы корнями укрепили берег. Но это, конечно, неэффективно, просто пример. На самом деле укреплять берега нужно камнем. Есть и соответствующие технологии, и необходимые технические ресурсы. Финансирования только не хватает катастрофически. В Глобинском районе за 25 лет (с 1985 года. - Авт.) укрепили всего 10,1 километра прибрежной линии. В нашем районе требуют защиты еще 30 км, по Полтавской области в целом - 44 км. Если такими темпами будут работы проводиться, скоро и защищать станет нечего. Задача эта дорогая, понятное дело, областной бюджет с ней сам не справится, требуется поддержка государства. В последние годы ситуация с финансированием изменилась в лучшую сторону - на укрепление берегов Глобинский район получил более 8 миллионов гривен, причем 5 миллионов - из госбюджета. Но этого все равно мало - укрепление одного километра береговой линии стоит около 2 миллионов гривен. Причем промедление неизбежно приведет к еще большему росту стоимости строительства. Сейчас нам снова говорят: подождите, есть дела поважнее…
Выезжая на трассу Киев - Харьков, проходящую через всю Полтавскую область и ее главный город, сразу обращаешь внимание на дорожные работы, которые ведутся с невиданным размахом. Эшелоны ремонтной техники растянулись на десятки километров, мелькают оранжевые жилеты тысяч рабочих. Меняют покрытие, расширяют дорогу. Эта стратегическая стройка - к Евро-2012. Такие же работы сейчас и на других ключевых магистралях Украины. Это, очевидно, и есть одно из дел «поважнее», - в частности, международный престиж Украины. И все-таки нельзя не заметить: есть вещи, которые откладывать просто опасно. Укрепление днепровских берегов - в их числе.
P.S. - Конечно, мы страдаем, - говорил мне на прощание Степан Скрыль. - Тихая жизнь, плодородная земля, наши святыни - церкви, кладбища - все может быть уничтожено, унесено. В наших местах преобладают южные, юго-западные ветра. Как только они усиливаются, сразу же начинаются обвалы. Хотелось бы жить спокойно. Но это уже и не только наша беда. И она требует безотлагательного решения, о чем, несомненно, всем стоит задуматься.
СПРАВКА «КП»
Площадь Кременчугского водохранилища - 2252 кв. км.
Вместимость - 13,5 куб. км воды.
Максимальная ширина - 28 км.
Глубина - 28 м.