Николаев городом корабелов называют неспроста. Ни в одном другом райцентре Украины не живет такое количество людей, связанных со строительством судов. Здесь функционируют три корабельных завода: «Океан», завод им. 61 коммунара и «Черноморский» (ЧСЗ). Последний – крупнейшее предприятие подобного профиля в СНГ. Когда-то на его верфях трудилось более 30 тысяч человек, а отчислений в горбюджет хватало на строительство нескольких районов. Так, в конце 70-х за средства ЧСЗ прямо из реки Южный Буг вырос микрорайон Намыв.
НОВОЕ СУДНО – РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ
Завод начал работать с октября 1897 года. Тогда было ясно, что войны с Японией не избежать, потому Россия остро нуждалась в современных корабельных верфях. Эскадренный миноносец «Заветный» принес николаевским корабелам первый успех – корабль на море мог разгоняться до невиданных по тем временам 25 узлов. Однако всемирную славу Черноморскому заводу принес «Краб». В 1912-м подлодку спустили на воду, а в 1915-м она вошла в состав Черноморского флота Российской империи. За время службы «Краб» совершил 4 боевых минирования.
В промышленного гиганта ЧСЗ превратился уже после войны. К середине 60-х мощности предприятия настолько возросли, что каждые две недели там могли выпускать большой рыболовецкий траулер. Именно здесь было построено исследовательское судно «Академик Сергей Королев», вошедшее в так называемый космический флот СССР.
– В 70-х годах на предприятии начали строиться тяжелые авианесущие крейсеры, – отмечает гендиректор завода Валерий Калашников. – Это короли военного флота. Представьте себе корабль длиной более 300 метров, у которого только экипаж 2 тысячи человек. Таковы характеристики уникального в своем роде крейсера «Адмирал Кузнецов», который сейчас состоит на вооружении ВМФ России.
НАЗВАНИЕ ДАЛ ПРЕЗИДЕНТ
Развал Союза тяжело отразился на предприятии, основным источником доходов которого были военные заказы. И завод переключился на иностранных клиентов. Когда же совсем недавно в Минобороны задумались о необходимости создания отечественных корветов для ВМС, работа заметно оживилась.
– Когда объявили тендер, мы получили второе дыхание, – рассказывает Валерий Калашников, – и просто не имели права упустить этот шанс.
Оценка конкурсных предложений производилась по 19 критериям, и в декабре 2009-го Минобороны официально признало ЧСЗ победителем конкурса. На заводе приступили к подготовительным работам.
Первый корвет серии 58250 заложили на верфи в этом году, 17 мая. Президент Виктор Янукович собственноручно привинтил позолоченную табличку с названием первенца «Владимир Великий» к килю корабля. Судя по проекту, корвет будет строиться по популярной нынче у военных стелс-технологии. Всего до 2021 года планируется выпустить десять таких кораблей, первая модель будет спущена на воду уже в 2016-м. Стоимость «головного» корвета оценивается на уровне 250 млн. евро, а серийных корветов – порядка 200-210 млн. евро. Корабль будут состоять на 60% из отечественных деталей, остальные закупят у стран НАТО, партнерами украинских кораблестроителей выступят фирмы из Италии, Германии, Франции и Дании. Как выразился капитан I ранга ВМС Украины Вадим Махно, «Россия в скором времени откажется от строительства корветов собственного проекта, и будет использовать разработки из Украины».
|
ТТХ
Корвет «Владимир Великий»: водоизмещение – 2500 тонн, длина – 112 м, максимальное погружение – 5,6 м, скорость полного хода – 32 узла, автономность – 30 суток, дальность плавания – 4000 миль, экипаж – 110 человек. На палубе корабля будет находиться многоцелевой вертолет.
Фото предоставлено пресс-службой ЧСЗ.