Загрузить еще

Основатель боевого гопака Владимир Пилат: «В нашем спортивном искусстве около ста тысяч движений»

Основатель боевого гопака Владимир Пилат: «В нашем спортивном искусстве около ста тысяч движений»
Фото: Ничто в гопаке как танце не символизирует обычный сельский труд. А вот боевых стоек и ударов достаточно.

ДЕВОЧКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАК НАДО ДРАТЬСЯ

О таком стиле украинского воинского искусства, как боевой гопак, известно во всем мире. Но мало кто знает, что всего лишь 25 лет назад его возродил из небытия львовянин Владимир Пилат. И самое интересное, что все, чему он сейчас учит молодых людей, было известно украинцам несколько веков тому назад. Их для нас зашифровали в танцах запорожские казаки.

- Как появился боевой гопак? 

- Я 19 лет занимался карате, почти 10 лет преподавал его. Но все время крутилась в голове мысль: почему восточные народы имеют свои боевые искусства с многовековой историей, а мы - нет? Ну не может такой великий народ, как украинцы, не уметь драться, не иметь собственной национальной борьбы. Оказалось, все так и есть. Просто нужно было увидеть эту борьбу. 

- И как же вы ее увидели?

- В танцах. Я пересмотрел множество танцев - гопак, метелица, аркан, казачок. Там мужчины много прыгают, делают различные движения, которые в определенных обстоятельствах могли бы серьезно травмировать противника. Два года я занимался этим. Просил учителей танцев показывать те или иные движения. Я пытался понять, почему эти движения, которые в обычной жизни не имеют никакого смысла, так часто встречаются в танцах. Зачем, к примеру, они хлеборобу? Если посчитать танец зашифрованными символами, то ничто в гопаке, например, не символизирует жатву или вязание снопов, или другие сельскохозяйственные работы. Но зато как мастер боевых искусств я видел, что эти шаги, полушаги, изменение позиций очень важны в бою. Ведь если противник на тебя нападает и ты можешь красиво, без напряга отойти, сделать так, чтобы он промахнулся, тогда ты выигрываешь.

- Код предков «прочитали» легко?

- Меня удивляли присядки. В карате есть борьба на спине, а у нас почему-то с упором на руки. Эту тайну мне открыла профессор Ярослава Грендыш. Она объяснила, что мы живем во влажной стране. И если парень падал, то он пытался упасть на руки, чтобы не загрязнить одежду. 

- Сколько движений вы описали? Где брали для них названия?

- Я пока мало описал на бумаге: около 10 тысяч движений. Еще более ста тысяч в моей голове. Названия для них я брал из словарей Даля, Гринченко и других.    

- Вы обучаете только мальчиков?

- Мужчину должен воспитывать мужчина. Женщину - женщина. Для девушек не характерно драться. Но если нужно бить, то стоит думать - как, поскольку кости у них тоньше. 

За свою жизнь Владимир Пилат обучил своему боевому искусству 10 тысяч парней и девушек.

В КАЖДОМ ДВИЖЕНИИ - ИСТОРИЯ, ОБЫЧАИ, ФИЛОСОФИЯ

- Что еще, кроме умения драться, дает боевой гопак?

- Драка - это последнее дело. Я учу быть патриотом Украины, быть независимым человеком. И мальчиков - быть ответственным и надежным мужем и отцом. Мы изучаем историю Украины, причем не всегда ту, которая описана в учебниках. 

- Сколько у вас учеников?

- Я сам обучил около 10 тысяч юношей и девушек. Всего в школе боевого гопака учились и учатся более 300 тысяч людей. Мы ведь не только в Украине действуем. Есть школы в США, Канаде, Португалии, Италии, Англии.

- Боевому гопаку в этом году исполнится 26 лет. Получается, что он старше, чем независимая Украина. Когда было легче его развивать - сейчас или тогда?

- Тогда было легче. Мне помогал городской отдел комсомола. В то время руководство комсомола очень интересовалось методами работы с молодежью. Тогда были идеи и цель. Я имел поддержку и понимание. Но сейчас ситуация изменилась. Боевой гопак начал активно развиваться, в том числе в Восточной Украине. Но, честно говоря, не о такой Украине мы мечтали 20 лет назад. Может, со временем все изменится к лучшему. 

Фото автора и сайта «Молодежный портал Тернополя».