Загрузить еще

Изобретатель Владимир ПЕСТУНОВ: «Самые ценные идеи - те, что подсмотрены у природы»

Изобретатель Владимир ПЕСТУНОВ: «Самые ценные идеи - те, что подсмотрены у природы»
Фото: В арсенале кировоградского изобретателя более 400 разработок, а нереализованных идей - еще больше.

Первый патент на свое изобретение Владимир Пестунов получил еще в 1960 году. Он придумал колесо. Да-да, колесо! Но не обычное, а измерительное, с помощью которого можно записывать динамическую нагрузку в приводах различных машин. Когда Владимир Михайлович получил подтверждение, что его первый труд приняли, он на радостях за несколько дней разработал еще пять новинок!

Большинство идей Владимира Пестунова связаны с улучшением работы станков на предприятиях. А еще он очень увлекается роботами. Одним из самых своих удачных изобретений считает робота для обработки хрупкой заготовки.  

- Самые ценные идеи - те, что подсмотрены у природы, - считает Владимир Михайлович. - Принцип работы машины с хрупкими заготовками я взял у осьминога. Когда он хочет поймать рыбку, выделяет два-три щупальца - ровно столько, сколько нужно для решения конкретной проблемы. А по щупальцам направляет столько энергии, сколько понадобится для захвата добычи. Такой же механизм я предложил использовать при изготовлении, например, стеклянных изделий. Возьмем стакан. Механическая рука робота может при обработке запросто раздавить его, какие бы резиновые прокладки мы не использовали. А при несильном зажиме стакан может выскользнуть - все зависит от влажности воздуха, количества масла в порах. Я предложил вмонтировать в палец робота чувствительный к движению датчик. Как только стакан начинает скользить, он дает команду увеличить силу зажима.

Эту идею Владимир запатентовал еще в 80-е годы и считает ее одной из самых интересных. Получить патент на изобретение в советские времена было намного сложнее, чем сейчас: тогда авторские свидетельства выдавали только после проверки уникальности идеи в семи крупных странах. Поэтому любое авторское свидетельство Советского Союза можно смело считать мировым достижением. И таких свидетельств у нашего героя более двухсот!

По словам ученого, теперь процедура патентования изобретений несколько упрощена. В Госдепартамент интеллектуальной собственности автор подает заявление, чертежи и формулу, где описывает свое изобретение. Юридическую силу, кстати, имеет только эта формула. Часто авторы прикладывают к документам еще и рефераты, которые потом публикуют в специализированных журналах. Департамент рассматривает заявку поэтапно. Вся процедура длится полгода и стоит около 500 гривен. Автору присылают охранный документ, согласно которому он получает исключительное право на использование изобретения. Есть другой вариант патентов - декларационный. Получить его дешевле и проще, но уникальность изобретения в департаменте не проверяют. Зато из категории декларационного его можно в любой момент перевести в патент Украины.

В 80-х годах Владимир отслеживал, в каких городах Союза заинтересовались его идеями, и даже отмечал их на карте. Получилось, что пестуновские изобретения использовали от Прибалтики до Сахалина! Гонорары же автор получал просто смешные - в среднем 40 рублей за идею. Но, как всякий настоящий ученый, к деньгам Пестунов относится философски.

- Главное все-таки не деньги, а творческий процесс, - считает он. - В этом человек и счастлив - когда творит то, что нужно людям.

В арсенале 80-летнего изобретателя накопилось уже более 400 разработок, а нереализованных пока идей и замыслов у Владимира Михайловича еще больше. Поэтому останавливаться ученый не собирается.

 

Фото автора. 

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Владимир ПЕСТУНОВ родился в 1931 году в Кировограде. С 1962-го по 1964 год работал директором Кировоградского филиала Харьковского политехнического института. В 1968 году стал доцентом. С 1968-го по 1985 год - заведующий кафедрой металлорежущих станков. В 1991-м стал профессором. 

Возглавляет научное направление разработки основ проектирования и расчета привода металлорежущих станков. Разработал основы проектирования и создания новых схем и конструкций привода станковых систем.